Задания для экзамена по МДК 02.06

Задания к семинарским занятиям по дисциплине

МДК.02.06 «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

Тема 1. Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста

1. Общение и его роль в психическом и личностном развитии ребенка.

2. Психологические аспекты общения ребенка со взрослыми на разных этапах развития личности.

3. Психологические аспекты общения дошкольников со сверстниками.

Задание:

1. Составить картотеку и сделать аннотацию статей из журналов по теме.

2. Составить сравнительную таблицу по возрастам об особенностях общения детей раннего и дошкольного возраста.

 

Тема 2. Теоретические основы руководства общением детей

1. Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

2. Эффективные способы руководства детской группой.

3. Организация детской групповой деятельности.

4. Развития форм общения в раннем и дошкольном возрасте со взрослыми.

5. Развитие форм общения в раннем и дошкольном возрасте со сверстниками.

6. Методы коррекции общения.

Задание:

1. Составьте примерный план развития навыков общения у детей на 1 неделю. При составлении плана ориентируйтесь на возраст детей, с которыми вы предполагаете работать.

2. Разработка и обсуждение правил общения с тревожными (агрессивными, гиперактивными, замкнутыми, застенчивыми и т.д.) детьми (по выбору).

3. Составление рекомендаций родителям по работе с детьми, имеющими нарушения в общении.

Тема 3. Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

1. Общая характеристика понятия «конфликт»

2. Виды конфликтов между детьми дошкольного возраста

3. Особенности межличностных отношений в разных возрастных группах детского сада.

4. Условия организации бесконфликтного общения в ДОО.

5. Вариативность способов разрешения детских конфликтов.

Задание:

1. Подбор вербальных и невербальных средств стимулирования общения и поддержки детей.

2. Разработка способов разрешения детских конфликтов на примере педагогических ситуаций.

3. Проведение, анализ коммуникативных игр, направленных на преодоление конфликтных ситуаций.

4. Изучение диагностических методик исследования межличностных взаимоотношений.

5. Проведение, анализ коммуникативных игр, направленных на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Тема 4. Теоретические основы и методика планирования различных видов деятельности

1. Психолого-педагогические основы общения детей: условия, способствующие возникновению и развитию общения в различных видах деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) детей;

2. Особенности планирования общения детей в игровой, трудовой и продуктивных видах деятельности.

 

Задание:

1. Планирование общения в разных видах деятельности в разных возрастных группах (по выбору).

2. Составление плана организации общения дошкольников в различных видах (игровой, трудовой, продуктивной и музыкальной) деятельности (по выбору).

3. Подбор материалов для изготовления наглядной агитации для родителей по теме «Предупреждение детских конфликтов», изготовление наглядной агитации.

4.  Разработка «Азбуки общения детей старшего дошкольного возраста» с опорой на книгу Шипициной Л.М и др. «Азбука общения»

5.  Аннотация книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

6. Аннотирование книги «Теория и практика общения» А.В. Панфиловой.

7. Подготовка сообщений об особенностях общения с «трудными дошкольниками» (замкнутые, агрессивные, демонстративные).

8.  Подготовка сообщения «Игрушка как средство общения»

9. Анализ условий, способствующих возникновению и развитию общения в игровой, трудовой, продуктивных видах деятельности детей; особенности.

10. Планирование общения в игровой, трудовой в продуктивной деятельности детей.

11. Организация общения детей в разных возрастных группах с целью переживания чувства общности, умения замечать достоинства и переживания сверстника в условиях интеграции образовательных областей (в рамках одной темы).

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса. Конспектирование - один из сложных видов самостоятельной работы. В конспекте (от лат. Conspectus - обзор) должны отражаться основные принципиальные положения материала, общие положения работы, аргументы, доказательства и выводы. Важное правило - не спешить что-то записывать сразу после первого чтения, вносить в конспект только то, что понятно. Начинать конспект необходимо с указания Ф.И.О. автора, полного названия работы, места и года издания и количества страниц. Если материал содержится в журнале, то следует указывать, кроме года, номер издания и страницы журнала, на которых есть информация. Целесообразно также проводить поля, на которых потом можно будет кратко определять свое отношение к материалу, согласие или критику, а также некоторые мысли, возникающие при конспектировании. К тому же на полях удобно представлять дополнительный материал из других источников, ссылки, вопросы, которые необходимо выяснить после составления.  Приемы работы с текстом при конспектировании: - предварительный быстрый просмотр всего содержания (ощущение и осознание содержательной стороны, ее значимости для себя); - умеренное чтение с сосредоточением внимания на главном; - подчеркивание главного; - анализ структуры перевода (составление развернутого плана или определения главных идей, ключевых вопросов - в зависимости от цели работы); - повторный быстрый просмотр всего содержания. Во время чтения необходимо выяснять новые незнакомые слова, термины, выражения, неизвестные названия и имена. Для этого необходимо вести поиск нужной информации с помощью энциклопедий, словарей, электронных каталогов, справочной литературы, обрабатывать и систематизировать ее. В зависимости от задачи, которая решается при работе с книгой, можно делать разные виды записей: - составлять план прочитанного; - конспектировать, кратко пересказывать, излагать сущность прочитанного; - выписывать цитаты; - составлять тезисы - в короткой и категоричной форме записать основные положения работы; - реферировать, т.е. преподавать какой-то вопрос по одному или нескольким источникам, выражая собственные суждения; - составлять аннотацию - давать краткую характеристику содержанию книги или статьи; - рецензировать - составлять критический отзыв. 1. Правила оформления компьютерных презентаций Правила выбора цветовой гаммы 1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов. 2. Исключать несочетаемые комбинации цветов. 3. Помнить, что черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст, а белый текст на черном фоне читается плохо. Правила общей композиции 1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо. 2. Дизайн должен быть простым, а текст – коротким. 3.  Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами. 4. Крупные объекты в составе любой композиции, огромные буквы в заголовках – все это придает дизайну непрофессиональный вид; 5. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле. 6. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части. Текстовая информация · размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст); цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза; тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем; · не рекомендуется использовать более 3 типов шрифта; · для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы; · шрифтовой контраст можно создать посредством размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета. · курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста. Графическая информация · рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде; ·  желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления; · цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда; · иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом; · если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем. Анимация · Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. Звук · Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации; · необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным; · если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации. Общие требования к докладу (сообщению)  Доклад (сообщение) – вид самостоятельной работы, представляющий собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Доклад предполагает рассмотрение различных точек зрения на данную проблему, а также высказывание собственного взгляда на нее. Основная задача докладчика – это сообщить новую научную информацию; объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов.  Требования к устному выступлению с докладом (сообщением) 1. Строгое следование теме. Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. 2. Связность, непрерывность, четкость, выразительность, самостоятельность, логичность, завершенность высказывания. 3. Длительность выступления не более 7–10 минут. 4. Материал не читается, а рассказывается. Допускается зачитывать лишь отдельные выдержки Методические рекомендации.  Примерный инструментарий для исследования общения дошкольников со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности. Методика № 1 Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А). Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников. Материал: рисунок корабля Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы: · Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? · Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу? Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Критерии и оценка результатов: · популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла); · предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла); · изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл); ·  отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).  Методика № 2 «Неоконченный рассказ» (Фопель К). Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Материал: неоконченные рассказы (ситуации) Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.   1. Мальчик ловил бабочек. У него был сачок. Он бегал по лесной полянке и старался поймать бабочку. Он хотел накрыть её сачком. И вот одна бабочка села на цветок. Мальчик подошёл и…… 2. У Саши была красивая машинка. Мама и папа подарили её Саше на День рождения. Саша очень любил свою машинку, играл с ней. Однажды он вышел на улицу поиграть и вынес машинку. Когда он играл, подошли взрослые ребята и один из них пнул машинку ногой. Машинка покатилась с горки и разбилась. Саша…. 3. У Маши была собака. Она очень её любила, кормила, гуляла, гладила её. Собаку звали Пушок. Однажды Маша пошла с ней на улицу гулять. Пушок бегал по двору и вдруг совсем пропал из виду. Маша бегала, искала, кричала Пушка, но он не отзывался. Тогда Маша сильно расстроилась и…… 4. Костя и Ваня два брата. Костя старший, а Ваня младший. Однажды Костя и Ваня пошли в лес за грибами. Они шли, держась за руки, чтобы не потеряться. Пришли мальчики в лес, стали собирать грибы. Им пришлось отпустить руки, чтобы собирать грибы. Они ушли в разные стороны и потерялись. Маленький Ваня очень испугался и стал кричать, ему было страшно одному в лесу, он заплакал и стал искать брата. А брат…. Критерии и оценка результатов: Оценка результатов осуществляется по следующим критериям: · уровень эмоционального реагирования на события, ситуации; · уровень проявления эмпатии к героям рассказа; · уровень сопереживания, сочувствия к героям рассказа; · уровень развития рефлексии; · уровень проявления чувств (вербально и невербально); Анализ результатов осуществляется по степени выраженности данных критериев в ответах детей. Согласно выделенным критериям дети условно разделяются на три уровня сформированности эмпатии: Высокий уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики. Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны Низкий уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержан.   Методика № 3 Наблюдение в игре (А.И. Анжарова) Цель: выявить особенности проявление отклонений в поведении детей в процессе игры; Содержание: нами было организовано и проведено длительное наблюдение за игровой деятельностью детей. Экспериментатор наблюдал со стороны и вносил в протокол все проявления конфликтного поведения дошкольников. Критерии и оценка результатов: проявление негативного конфликтного поведения оценивалось по следующим критериям: - причины возникновения конфликтов; - особенности поведения детей в конфликтной ситуации; - острота конфликтов; - способы разрешения конфликтных ситуаций;   Методика № 4 «Картинки» (Калинина Р.Р). Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации; Материал: сюжетные картинки Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации: · Группа детей не принимает своего сверстника в игру. · Девочка сломала у другой девочки её куклу. · Мальчик взял без спроса игрушку девочки. · Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.  Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.  Критерии и оценка результатов: В качестве критерия в оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию: · избегание конфликтной ситуации; · агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации; · вербальная реакция на конфликтную ситуацию; · продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации.  В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество баллов.   Примеркарта регистрации показателей наблюдения. Методика «Наблюдение в свободной деятельности» Цель: выявить особенности взаимодействия ребёнка в системе ребёнок – ребёнок.   Показатели наблюдения: - инициативность; - чувствительность к воздействиям сверстника; -преобладающий эмоциональный фон.    Протокол наблюдения. Объект наблюдения: ____________(Ф. И. дошкольника)          Пол ________________           Возраст __________ Условия наблюдения:_______________________________ Дата наблюдения:_____________________________________
Параметры наблюдения Результаты наблюдения: (написать ответы)
1 Инициативность

 

 

1. легко вступает в контакты со сверстниками;
2. активно взаимодействует со сверстниками;  
3. сам организует игры со сверстниками;  
4. сам придумывает игры;  
5. своими действиями побуждает других детей действовать.  
2. Чувствительность к воздействиям сверстника:

 

 

1. откликается на предложение сверстников;
2. согласовывает собственные действия с действиями сверстников;  
замечает пожелание других;  
3. определяет настроение сверстников  
3. Эмоциональный фон  
  1.Преобладающая эмоциональная окраска в процессе взаимодействия со сверстниками: ·  позитивные эмоции ·  негативные ·  нейтральные ·  нейтрально - деловые  


Задания для экзамена по МДК 02.06.

«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста».

1. Основные закономерности развития общения в детском возрасте.

2. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

3. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

4. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

5. Особенности общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

6. Учет особенностей развития общения детей при планировании разных видов деятельности.

7. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста.

8. Особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет.

9. Особенности общения взрослого с детьми в процессе познавательной деятельности.

10. Педагогическое общение. Техники педагогического общения.

11. Основные стратегии поведения взрослых.

12. Роль взрослых в организации общения детей дошкольного возраста.

13. Стили общения родителей с детьми в семье.

14. Средства общения. Характеристика вербальных и невербальных средств взаимодействия.

15. Методы обучения детей средствам и способам взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

16. Характеристика вербальных и невербальных средств взаимодействия.

17. Формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности

18. Средства формирования у детей начальных форм самооценки, самоконтроля, межличностных отношений в игре.

19. Средства создания в группе детей ситуации успеха и атмосферы доброжелательности.

20. Место общения в системе организации жизнедеятельности детей в группе.

21. Причины возникновения трудностей в общении детей.

22. Бесконфликтное общение с детьми разного возраста, общение в семье.

23. Норма и отклонения в общении дошкольников.

24. Конфликт, типология и динамика конфликта.

25. Стиль поведения в конфликте: общая характеристика, индивидуальный стиль поведения в конфликте.

26. Способы разрешения конфликтов и методы управления ими.

 

Практические задания по МДК 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

 

Проведите сравнительный анализ планов работы воспитателя. Цель: Выявить систему работы по формированию коммуникативных навыков детей. Дайте качественную характеристику результатов.

Проведите сравнительный анализ целей и задач развития коммуникативных умений детей, которые ставит воспитатель, с основными закономерностями развития общения в детском возрасте.

 Цель: определить характер учета возрастных \и психологических особенностей общения детей в разных возрастных периодах.

Дайте качественную характеристику результатов.

3.Составьте перечень форм, средств и методов, используемых воспитателем группы для развития у детей навыков общения. Дайте оценку целесообразности их применения: соответствие целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей конкретного возраста.

4. Составьте примерный план развития навыков общения у детей на 1 неделю. При составлении плана ориентируйтесь на возраст детей, с которыми вы предполагаете работать.

5. Проведите самооценку развития коммуникативных способностей. Сделайте вывод, обоснуйте его, наметьте пути устранения выявленных проблем.

6. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на одну образовательную область.

7. Выявите проблемы организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности. Дайте характеристику причин их возникновения, определите пути их устранения.

8. Смоделируйте педагогическую среду, способствующую развитию общения детей. Дайте описание модели.

9. Проведите наблюдение за общением детей в группе ДОУ. Результаты наблюдения поместите в таблицу и сделайте выводы.

10. Проведите наблюдение за общения дошкольников (по выбору):

- в повседневной жизни и различных видах деятельности:

в сюжетно-ролевой игре;

в бытовой деятельности (режимные процессы);

в познавательной деятельности;

в социально-полезной деятельности;

в совместной с взрослыми деятельности.

Дайте описательную характеристику результатов наблюдения.

11. Разработайте педагогический проект на тему:

 «Условия успешного общения детей».

12. Проведите наблюдение и сделайте анализ характера общения детей:

 - со сверстниками;

 - воспитателями;

- родителями.

Цель: выявить детей, имеющих барьеры в общении.

Разработайте рекомендации для воспитателей, родителей по устранению причин барьеров в общении у детей.

13. Разработайте план наблюдения и анализа общения воспитателей с детьми. Цель: Определить стили педагогического общения. Обосновать характер их влияния на взаимодействие детей со сверстниками.

14. Составьте вопросы для анкетирования воспитателей, родителей. Цель: выявить характер нарушения коммуникативных умений дошкольника.

15. Диагностика коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование). Проведите анализ результатов.

16. Составьте план проведения серии коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

17. Подберите развивающие игры, упражнения, этюды;

18. Разработайте программу коррекции общения детей в группе на один месяц.

19. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных умений.

20. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных способностей.

21. Составьте план организации общения детей при проведении режимных процессов (ПО ВЫБОРУ):

- Прием детей, зарядка, умывание, обед, полдник и т.д.

- Самостоятельная деятельность детей;

- Прогулки, экскурсии;

- Совместные игры и занятия.

- Проведение развлечений и праздников;

 - Организация и проведение бесед с детьми;

- Организация и проведение бесед с родителями детей;

- Организация бесконфликтного общения детей;

 - Организация детей в разных видах деятельности.

!!! При выборе практического задания ориентируйтесь на выбранную тему задания.

 Экзамен должен состоять из двух частей:

- теоретической;

- практической части (выполнение практического задания,

см. перечень практических заданий).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: