Методический комментарий к изучению основных разделов учебника

Часть I. 

Литература как искусство слова (1 час)

Вводное занятие, цель которого – определить специфику предмета литературы, показать отличие нового предмета от изучавшегося в начальной школе (литературное чтение). Здесь необходимо охарактеризовать «вымысел» как неотъемлемую составляющую литературы, определить соотношение вымышленной реальности в литературном произведении и реальной жизни. Для наглядности можно привести определение Ожегова или Даля.

Методический комментарий. Задание А.1 (стр. 5). Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста.

Задание Е (стр. 6). Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!

Реальность и вымысел. <виньетка, как в Программе>

Фольклор

В разделе «Фольклор» в 5 классе изучаются следующие жанры:

Загадки, пословицы, поговорки (малые жанры фольклора) – 1 час

Русские народные сказки – 3 часа

Внеклассное чтение: Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час

В качестве примеров сказок в учебник включены: «Хрустальна гора» - волшебная сказка, «Как старик домовничал» - бытовая сказка, «Лиса и тетерев» - сказка о животных. 

Выбор именно этих сказок обусловлен тем, что они, с одной стороны, являются типичными примерами этих видов сказок, наглядно демонстрируют особенности каждого из них; с другой стороны, они достаточно новы в школьной программе.

Задачи данного раздела – развить представление учащихся о фольклоре, полученное в начальной школе; сформировать представление о художественном вымысле, поскольку именно фольклорные произведения, прежде всего, сказки служат для этого наглядным материалом.

«Фольклор» – тема, отчасти известная пятиклассникам из начальной школы. Приведенные в этом разделе тексты доступны для понимания, теоретически материал адаптирован к восприятию пятиклассниками, поэтому полагаем, что приведенные в данном разделе вопросы и задания не вызовут особых проблем. Даже те задания (В и Ж), которые ориентированы не на всех учащихся, могут быть адресованы всему классу.

Методический комментарий. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания Г – формирование коммуникативных (речевых) умений. Зачастую начальная школа не выполняет задачу формирования этих умений, а без свободного владения речью невозможно постижение литературного произведения.

Поэтому возьмем за правило:

· большие по объему тексты читаем дома, но читаем выразительно в классе необходимые для анализа фрагменты;

· категорически не принимаем односложные ответы. На уроке литературы надо рассказывать, рассуждать, читать выразительно (в том числе наизусть);

· учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;

· при оценке ответа опираемся на приведенные в приложении памятки. Приучим учащихся пользоваться этими памятками при выполнении коммуникативных заданий;

· учим пятиклассников слушать. Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

Задания Д устанавливают общность и различие между разными видами искусства. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Отметим особо: иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.

В задании Б.1 (стр. 9) учащиеся впервые встретятся с заданиями, начинающимися со слова «Объясни…». Следует обратить на это внимание пятиклассников. От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представит вымышленного собеседника.

 




double arrow
Сейчас читают про: