Малые жанры фольклора

Основное содержание раздела. Фольклор как выражение народного миропонимания. Время возникновения фольклора. Понятие о малых жанрах фольклора. Фольклористика – наука, изучающая фольклор, которая возникла в XIX в. Необходимо упомянуть известных отечественных фольклористов, заложивших основу этой науки – Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев (сборник «Народные русские сказки»).

Пословицы. В учебнике приведено адаптированное к детскому пониманию определение пословицы: «пословица – это краткое изречение, в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или дается им оценка. Поговорка придает речи выразительность, она делает ее красочной и точной»[2]. На усмотрение учителя можно ввести более сложное: словарь фолькл терм. Следует подчеркнуть отражение в пословицах исторических событий, обычаев и верований русского народа; назвать основные группы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.

Поговорки. Как и в случае пословиц, определение, данное в учеьнике, может быть расширено: словарь фолькл терм. Следует отметить конструктивное и функциональное отличие поговорки от пословицы: пословица как логическое построение обычное двучленна, а поговорка одночленна; пословица выступает как самостоятельное высказывание, а поговорка лишь дополняет сказанное.

Загадки. Адаптированное к детскому восприятию определение загадки: «краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку»[3], - может быть расширено словарь фолькл терм. Иносказание как основа загадки. Загадка развивает в человеке сообразительность, догадливость. Загадка – один из древнейших жанров фольклора, появившийся еще в первобытное время. Прибегая к иносказанию древний человек желал скрыть свои намерения от окружающего мира и тем самым обеспечить себе удачное завершение задуманного. Позднее крестьянский быт предписывал загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Например, вплоть до XIX в. загадки были обязательной частью свадебного обряда.

Подводя итог изучению данной темы следует отметить роль фольклора в национальной культуре и литературе, современном языке и речи.

Методический комментарий. Задание А.2 (стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.

Задание В.5 (стр. 14). Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.

На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: