Русские народные сказки

Основное содержание раздела. В тексте «Русские народные сказки»[4] приводится описательное определение сказки. В конце занятии следует подытожить это определение: сказка – один из основных жанров фольклора, как правило прозаическое произведение с установкой на вымысел. Говоря о сказках, следует отметить их исходно устное бытование.

В разделе представлены основные типы сказок: волшебные, о животных, бытовые, охарактеризованы художественные особенности каждого типа сказок.

Волшебная сказка представлена в учебнике сказкой «Хрустальная гора». Выбор именно этой сказки обусловлен тем, что при своей лаконичности она содержит все основные структурные элементы волшебной сказки (зачин, прием троекратного повторения, присказка, концовка; волшебные, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы и средства и т.д.), динамична по сюжету и не изучалась в младшей школе, т.е. интересна для чтения. Добродетель и добро как нравственная основа волшебной сказки.

После текста сказки «Хрустальная гора» в учебнике помещен учебный текст «Как строится сказка», в котором в доступной форме излагаются основные идеи работ В.Я.Проппа «Морфология сказки» и «Как строится сказка». Задача – ненавязчиво дать представление о структуре сказки, устойчивости и повторяемости ее элементов, а через это выйти на другую важную идею – дать понятие об устойчивых эпитетах (например, «добрый молодец», «красна девица»), объяснить, почему они возникают именно в сказках. Дело в том, что сказки существуют по определенным «правилам»: в них жестко разграничены добро и зло, отсюда – устойчивое разделение героев на добрых и злых и, следовательно, устойчивые определения как проявление положительных (обратить внимание учащихся, что нет устойчивых эпитетов для отрицательных черт) качеств, при том, что характеры героев в сказке подробно не описаны. Удобно ввести понятие устойчивый эпитет (на материале сказок), а затем эпитет (на материале авторской литературы).

Сказка о животных представлена сказкой «Лиса и тетерев». Говоря об этом типе сказок, следует подчеркнуть иносказательность как основу сказок о животных и поучительность как обязательную черту сказок этого типа. 

Бытовая сказка представлена сказкой «Как старик домовничал». Следует отметить отражение в бытовых сказках народного уклада жизни и нравов, поучительность бытовой сказки.

Методический комментарий. Задание Г (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».

Задание А (стр. 25). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».

Для расширения читательского кругозора по данной теме предлагается обсудить на уроке внеклассного чтения волшебную сказку « Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Если класс хорошо и много читающий, учитель может расширить задачи урока, предложенного авторами, и провести работу не по одной сказке, а по нескольким. Тогда творческими формами урока внеклассного чтения могут быть конкурс «Знатоки русских народных сказок», викторина «Знаешь ли ты сказки?», инсценирование сказки или фрагментов разных сказок, конкурс рисунков и поделок к любимым сказкам и т.д.

Изучение данной темы продолжается при организации внеклассной работы по предмету. Пример организации праздника по теме «Фольклор» «Где каша, там и наши» приводится в разделе «Внеклассные мероприятия».

 

Авторская (литературная) сказка

В данном разделе изучаются следующие произведения:

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - 2 часа

Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» - 2 часа

Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» - 1 час

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» - 3 часа

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» - 2 часа

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было» - 1 час

Продолжая общую идейную тенденцию учебника, произведения внутри раздела расположены в порядке последовательного убывания явно выраженного вымысла: «Мертвая царевна..» - явный вымысел, и расписать все ост

В разделе представлены произведения русских и зарубежных авторов, в частности, «Щелкунчик»[5]. Это позволяет представить параллельно образцы отечественной зарубежной литературы. Кроме того, в раздел включены произведения разных литературных форм: «Мертвая царевна» - поэтическая форма, «2 клена» - драматургическая, все остальные – прозаические.

Таким образом основные задачи данного раздела – во-первых, сформировать представление об отличии фольклорной сказки от литературной сказки, т.е. произведения, имеющего автора; во-вторых, дать самое общее представление о формах литературных произведений (поэтическая, драматургическая, прозаическая). Эта информация вводится на уровне созерцания, теоретическое оформление она получит на этапе 7 класса.

Произведения, включенные в данный раздел, не входят в кодификатор ЕГЭ. Однако в них есть элементы содержания, проверяющие знания учащихся по теории и истории литературы: фольклор и жанры фольклора (код 1.2), художественный вымысел, фантастика (код 1.5), литературные роды: драма (код 1.7), авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция (код 1.8), изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, гипербола (код 1.12).

На примере этих сказок можно отрабатывать выразительное чтение наизусть фрагментов из художественной прозы и драмы: это могут быть описания природы («Ночь перед Рождеством», «Кладовая солнца»), диалога («Два клёна», «То, чего не было»), монолога («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

 

В разделе «Авторская сказка» появляется не встречавшийся ранее тип текста – текст об авторе. Он тоже содержит предваряющие задания. Обязательно выполняем их.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: