Фискальная политика – это политика воздействия на состояние национального рынка посредством манипулирования государственным бюджетом.
Государственный бюджет – денежный фонд, который находится в распоряжении у государства и используется для финансирования тех функций, которые выполняет государство в экономике.
Государственный бюджет выступает в виде баланса государственных доходов и расходов.
1. доходы = расходы (бюджет сбалансирован, нулевое сальдо);
2. доходы < расходы (дефицит государственного бюджета, отрицательное сальдо);
3. доходы > расходы (профицит государственного бюджета, положительное сальдо).
Инструменты фискальной политики
1) налоги;
2) государственные закупки товаров и услуг;
3) трансферты.
Государственные закупки – часть государственных расходов, которые непосредственно включаются в величину совокупного спроса.
Трансферты рассматриваются как отрицательные налоги. Их воздействие на экономику аналогично воздействию налогов, но с отрицательным знаком.
|
|
Налоги – принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег.
Различают автоматическую (пассивную) и дискреционную (активную) фискальную политику.
1. Автоматическая политика основана на встроенных стабилизаторах – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых, стимулирует или сдерживает экономику. К ним относятся: подоходные налоги (и другие налоги на доходы); косвенные налоги (НДС); пособие по безработице, по бедности. В период спада налоги минимальные, а пособия максимальные, что стимулирует совокупный спрос, и наоборот.
2. Дискреционная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных расходов, трансфертов, налогов с целью стабилизации экономики.
Среди дискреционной политики выделяют стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование совокупного спроса и рост объемов производства в экономике. Включает: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Политика снижения налогов может привести не только к росту экономического потенциала, но и стать причиной дефицита государственного бюджета.
Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение совокупного спроса и объемов производства в экономике. Включает: повышение налогов; сокращение государственных закупок; снижение трансфертов. Эти меры в краткосрочной перспективе позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.
|
|
Эффективность фискальной политики определяется следующими факторами.
1. временные лаги запаздывания (разрыв во времени между возникновением проблемы, принятием решения и результатом принятых мер). В данном случае, при принятии решения, необходимо рассматривать не текущую ситуацию в экономике, а отслеживать поведение так называемых «опережающих индикаторов» (ряд показателей, изменение в которых, при прочих равных условиях приведет к сонаправленному изменению в экономике), например цены на акции, продолжительность рабочей недели, уверенность потребителей и другие.
2. политический цикл деловой активности (использование инструментов фискальной политики часто происходит в период выборов)
3. непоследовательность в проведении фискальной политики
Денежно-кредитная политика.
Регулирование деятельности коммерческих банков
Наряду с правительством, в распоряжении которого находится государственный бюджет, на экономику способен активно воздействовать ЦБ. Но в отличие от проводимой правительством фискальной политики, которая непосредственно направлена на регулирование доходов и расходов фирм и домашних хозяйств, на расширение и сокращение государственных расходов, политика ЦБ регулирует деятельность коммерческих банков, а через них — экономику в целом. При этом, поскольку деятельность банков сводится к операциям с деньгами, ценными бумагами, займами и ссудами, постольку и мероприятия ЦБ направлены на эти элементы рыночной системы. Поэтому, прежде чем мероприятия ЦБ скажутся на изменениях совокупного спроса, инвестиций, занятости и общего уровня цен, они породят последовательные импульсы в цепи банковской и кредитно-денежной системы.
Инструменты денежно-кредитной политики.
Изменение резервных норм коммерческих банков
Любой коммерческий банк обязан иметь резервные депозиты на беспроцентном депозите (вкладе) в ЦБ, который устанавливает норму обязательных резервов, т. е. отношение резервов к сумме вкладов, привлеченных коммерческим банком. ЦБ вправе пересмотреть резервные нормы в сторону, как их повышения, так и их снижения.