Структура научной работы

Курсовая и выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать:

– титульный лист;

– содержание;

– перечень условных обозначений (в случае необходимости);

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список литературы и источников;

– приложения (в случае необходимости).


РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ

 

Курсовая и бакалаврская работы должны быть выполнены и оформлены с соблюдением требований, выдвигаемых к научно-исследовательским работам. В первую очередь, следует обратить внимание на общевузовские требования к выполнению и оформлению научных работ (Положение о курсовой работе (проекте) ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»[3], Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»[4]).

С одержание

Содержание располагают непосредственно после титульного листа, начиная с новой страницы. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте и четко отображать задачи работы. Содержание включает: введение; последовательно перечисленные названия всех разделов и подразделов; выводы; список литературы и источников; приложения (в случае необходимости). Напротив названий структурных единиц работы указываются номера страницы, содержащей начало того или иного раздела.

 


Перечень условных обозначений

Если в научной работе употребляется специфическая терминология, малоизвестные сокращения, аббревиатуры, то их перечень можно подать отдельным списком, который размещают перед введением под заглавием «Перечень условных обозначений». Список печатают двумя колонками, в которых
слева по алфавиту предоставляют сокращения, а справа – их детальную расшифровку.


Введение

Введение раскрывает сущность и состояние научной проблемы, ее значимость, основание для изучения темы, обоснование необходимости проведения исследования. В четкой последовательности автор подает актуальность, объект, предмет работы, цель и задачи, хронологические и географические рамки исследования, степень научной разработанности темы в исторической литературе и анализ источниковой базы.

Актуальность темы – элемент научного аппарата, являющийся обязательным требованием к научной работе. То, как автор умеет выбрать тему и насколько грамотно он обосновывает свой выбор с точки зрения социальной и научной значимости данной проблемы, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы он четко и аргументировано обосновывают актуальность темы работы для развития исторической науки либо какой-то другой отрасли.

Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

Предмет исследования – это определенный аспект или особенности объекта. Предмет исследования всегда находится в рамках объекта, является понятием более узким и конкретным. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Как правило, предмет четко и полно отражается в теме работы и обуславливает ее цель.

Для примера определим объект и предмет темы курсовой работы «УССР в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.)». Объектом в этом случае будет выступать общественно-политическое, социально-экономическое и культурное развитие Украинской Социалистической Советской Республики в межвоенный период, а предметом – развитие УССР в период нэпа.

Определим также объект и предмет для темы «Введение христианства на Руси». Объектом здесь выступает духовное развитие древнерусского общества в IX–XII веках, предметом – процесс христианизации Руси.

Цель работы отражает ее главную идею и в целом тесно переплетается с названием работы. Она четко указывает, что именно раскрывается в работе. Не следует формулировать цель как «исследовать…», «изучить…» и т.д., поскольку эти словосочетания указывают на способ ее достижения. Целесообразными будут следующие формулировки: «определить…», «описать…», «установить…», «смоделировать…», «реконструировать…», «проанализировать…» и т.д.

Задачи работы – это те шаги, которые необходимо сделать для достижения цели исследования. Чаще всего задачи перекликаются со структурными единицами основной части работы, то есть с названиями разделов или подразделов, в которых раскрываются эти задачи. Решение совокупности задач работы должно служить достижению цели исследования.

Хронологические рамки работы – это определение конкретного временного промежутка, в который происходили события, исследуемые в научной работе.

Географические (территориальные) рамки исследования – пространственные рамки, определяющие конкретную территорию, на которой происходили события, исследуемые в работе.

Методология исследования – это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется исследование. Правильно выбранные методы играют решающую роль в достижении цели той или иной исследовательской работы.

При написании введения бакалаврской квалификационной работы обязательными являются также такие элементы как научная новизна, практическая значимость и структура работы.

Научная новизна – это одно из главных требований к теме бакалаврской работы. Она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в отрасли исторической науки, демонстрировать личный вклад исследователя в разработку темы работы.

Практическая значимость работы – это раскрытие практического значения исследовательской работы, описание сферы возможного применения полученных в ней результатов.

Степень научной разработанности темы (историография работы) является обязательной частью и курсовой, и квалификационной бакалаврской работы. Эта часть введения представляет собой анализ изученной автором работы научной литературы и строится по проблемно-хронологическому принципу. Историография работы не должна сводиться лишь к формальному перечислению анализируемых работ. В обобщениях, характеризующих степень теоретической разработанности темы в исторической науке, должны быть освещены, во-первых, те проблемы по теме исследования, которые были поставлены и успешно разрешены другими учеными, во-вторых, проблемы, поставленные, но нерешенные или недостаточно изученные, в-третьих, проблемы, которые должны быть поставлены, но выпали из поля зрения прежних авторов. Сделав подобные выводы из обзора историографии темы работы, будет легко перейти к формулировке исследовательских задач собственной работы.

В выпускных квалификационных работах вопрос о степени изученности проблемы должен быть раскрыт значительно шире и детальнее, чем в курсовой работе (предполагаемый объем – 1,5–2 страницы).

В структуре введения обязательным элементом для курсовой работы и для выпускной квалификационной работы бакалавра является анализ источниковой базы исследования.

Выбор источников и их систематизация обуславливаются не только особенностью предмета исследования, но и доступностью таковых для студента. Различными группами источников являются такие источники, как официальные материалы государственных властей и политических организаций, материалы периодики, данные статистики, нарративные источники (источники мемуарного характера – воспоминания, дневниковые записи, образцы эпистолярного жанра и т.д.), фотоматериалы и другие.

Используемые источники должны анализироваться автором, демонстрировать его работу над их содержанием. Студент должен показать, чем был каждый из упомянутых им источников для написания работы по исследуемой проблеме.

Введение бакалаврской работы оканчивается характеристикой структуры работы, в которой указываются основные структурные единицы работы – количество разделов, приложений, общий объем исследования в страницах.

Рекомендованный объем введения для курсовой работы составляет 2–3 страницы, для бакалаврского исследования – 5–6 страниц.

Основная часть

Основную часть работы составляют разделы и подразделы (параграфы). Каждый раздел начинается с новой страницы. Основному тексту каждого раздела может предшествовать предисловие с кратким описанием избранного направления и обоснованием примененных методов исследования. Разделы и подразделы должны быть цельными и содержать законченную информацию, а их содержание – соответствовать их названиям. В конце каждого раздела приводятся выводы с кратким изложением предоставленных в разделе научных и практических результатов, что дает возможность освободить общие выводы работы от второстепенных подробностей.

Изложение материала соответствует одной, ведущей идее, четко определенной автором.

 

Выводы

В выводах излагают наиболее важные результаты, полученные в процессе работы, которые должны содержать формулировку разрешенной научной проблемы и ее значение для науки и практики. Далее подают выводы и рекомендации по научному и практическому использованию полученных результатов, определяют их качественные и количественные показатели. Первый пункт выводов должен содержать краткую оценку состояния проблемы. Далее обосновывается достоверность полученных результатов.

Список литературы и источников

В списке литературы и источников должен быть представлен перечень использованных источников, учебной и научной литературы – монографий, учебных пособий, научных статей и т.д. (не менее 25 источников для курсовой работы, и не менее 40 – для выпускной квалификационной работы бакалавра). Библиографические описания в списке использованных источников составляют либо в алфавитном порядке, либо в порядке упоминания источников в тексте. Основными элементами библиографического описания является фамилия автора, название произведения, город, где оно было издано, название издательства, год выпуска, общее количество страниц. Библиографический список целесообразно разделять на две группы: источники и литературу.

 

Приложения

Приложения являются важным средством обогащения содержания научной работы, иллюстрирования ее отдельными фактами и данными, которые при использовании в тексте разделов могут делать работу тяжеловесной, сложной для восприятия, перенасыщать ее статистическими данными и т.д. Каждое приложение должно начинается с новой страницы. В виде приложений целесообразно подавать различные материалы, дополняющие или иллюстрирующие основной текст:

– иллюстрации;

– большие по размеру таблицы с множественными данными;

– отдельные документы, которые автор считает целесообразным подать полностью;

– диаграммы, гистограммы, схемы и т.д.

Материалы приложений не входят в общий объем научной работы и располагаются на непронумерованных страницах.

Ссылки на приложения в тексте самой работы совпадают с последовательностью поданных приложений, их нумерацией.

Приложения начинаются с новой страницы, вверху которой по центру заглавными буквами без кавычек пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ», а затем в правом верхнем краю страницы указывают слово «Приложение» и его номер в виде одной из заглавных букв русского алфавита, которые подаются последовательно. Например: «Приложение В». Исключение составляют буквы: О, Ё, Й, З, Ь, Ч, Ъ, Ы, которые не могут фигурировать в названии приложения.

Относящийся к каждому из приводимых приложений текст можно разделять на разделы, подразделы. Они нумеруются в рамках определённого приложения. Обозначение ставится перед номером этого приложения. Непосредственно перед текстом самого приложения приводится его название, будь это таблица, схема, название документа или иллюстрации.

Обязательно наличие сносок на источники, на основании которых было подано либо составлено то или иное приложение.


РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ

 


Общие требования

Научную работу (курсовую, выпускную квалификационную) распечатывают на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Таблицы и иллюстрации можно подавать на листах формата А3. Набор всего текста осуществляется в формате Microsoft Word шрифтом Times New Roman (кегль 14) с полуторным междустрочным интервалом. Поля должны быть следующими: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, правое – не менее 15 мм.

Абзацный отступ должен быть одинаковым на протяжении всего текста и равняться 1,25 см.

Общий объем курсовой работы должен составлять 30–40 страниц; объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 50–70 страниц.

Текст основной части работы разделяют на разделы и по необходимости на подразделы.

Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются прописными (заглавными) буквами симметрично тексту (выравнивание «по центру»). Заголовки подразделов набирают строчными буквами (кроме первой – заглавной) с абзацного отступа. Точку в конце заголовка раздела не ставят. Если заголовок состоит из двух, либо больше предложений, тогда их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно равняться 2 интервалам.

Каждую структурную часть начинают с новой страницы.

 



Титульный лист

Титульный лист курсовой и выпускной квалификационной бакалаврской работы имеет единый стандарт, представленный в Приложении А и Приложении Б.

Нумерация

Первой страницей работы является титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставят, на следующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.

Содержание, перечень условных обозначений, введение, заключение, библиографию не нумеруют. Нумеруются только разделы и подразделы. Подразделы нумеруют в рамках каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, между которыми ставят точку. В конце номера подраздела должна стоять точка, например: «2.3.» (третий подраздел второго раздела). Затем на той же строке должно следовать название подраздела.

Иллюстрации (фотографии, схемы, карты) и таблицы необходимо подавать в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше, чем формат А4, учитывают как одну страницу и размещают после упоминания в тексте либо в приложениях.

Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно в рамках раздела, за исключением иллюстраций, которые подаются в приложениях. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: «Рис. 1.2.» (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и пояснительные надписи размещают последовательно под
иллюстрацией. Если в работе подается одна иллюстрация, то ее нумеруют согласно общим правилам.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц в приложениях) в рамках раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы размещают надпись «Таблица» с обозначением ее номера. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: «Таблица 1.2.» (вторая таблица первого раздела). Если в работе одна таблица, ее нумеруют по общим правилам.

Примечания к тексту и таблицам, в которых предоставляются справочные и пояснительные данные, нумеруют последовательно в рамках одной страницы. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие, например:

Примечания:

1. ….

2. ….

Если дается одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: