Третий этап «Изучение источников и литературы»

Начинать этот этап следует с изучения истории и современного состояния разработки проблемы, выявления тех вопросов, которые остались неразрешенными в работах предшественников или недостаточно изучены.

Критический анализ текста предусматривает две основные процедуры – структурный анализ и оценку аргументов. В процессе структурного анализа даются ответы на два вопроса: 1) Какие основные выводы (утверждения) предлагает автор? (выводы могут быть высказаны прямо или косвенно, могут выступать в виде рекомендаций, определений, фактических утверждений и т.д.) и 2) Какие основные доказательства использовал автор, чтобы обосновать свои тезисы, какова структура этих доказательств?

Оценивание аргументов также предусматривает поиск ответов на несколько вопросов:

1. Являются ли доказательства убедительными? (Этот шаг может включать оценку фактических утверждений, определений, а также оценочных суждений).

2. Подтверждают ли доказательства авторские суждения?

3. Существуют ли доказательства, которые могли бы поддержать либо опровергнуть утверждения автора?

4. Насколько аргументация является убедительной?

Работа с историческими источниками. Следует помнить, что в отличие от эмпирического материала естественных наук, который можно наблюдать непосредственно и даже воссоздавать экспериментально, исторические факты и явления относятся к прошлому человечества. Их нельзя наблюдать непосредственно, за исключением тех случаев, когда идет речь о современных событиях; их можно воссоздавать на основе определенных исторических источников. Однако не все они равноценны. Большое количество исторических источников основывается на других источниках, которые возникли раньше, то есть на первоисточниках. Поэтому, прежде всего, следует выявить историческую ценность источника, его место среди других источников, определить происхождение и состав исторического источника, его первоисточник. Без критики и установления достоверности источника исследователь может прийти к неправильным выводам.

Отображение объективного прошлого в письменных источниках выражается в языковой терминологической форме. С помощью терминологического анализа письменных источников осуществляется научное познание отображаемого в источниках
прошлого. Содержание исторических терминов (например, «смерды», «бунчужные» и другие) отражает реальную действительность, которая является предпосылкой для создания научных понятий на основе этих терминов, а в итоге – и научного отображения прошлого.

Осуществляя терминологический анализ, нужно придерживаться таких требований: а) идти не от терминов к выяснению фактов, а сами термины объяснять условиями, в которых они возникли; б) осмысливать многозначность терминов и рассматривать всю совокупность источников, в которых они используются; в) подходить к анализу терминов исторически – раскрывать их значение, следить за изменениями значений с развитием исторической действительности; г) в процессе критического толкования содержания источников отделять объективное содержание термина от его субъективных толкований в источниках.

Работая с источниками, историк должен усвоить также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин.

После того, как необходимый материал будет собран и систематизирован, составляется план работы.

 


Четвертый этап «Составление плана работы»

Индикатором построения логической структуры работы является ее план, который составляется и уточняется на протяжении всего написания работы. Первый вариант плана составляется после ознакомления с общей и специальной литературой. По мере накопления фактического материала и постепенного изучения темы план совершенствуется, корректируется и, наконец, отрабатывается его окончательный вариант.

План охватывает такие структурные части работы, как введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения (в случае необходимости).

При написании курсовых и квалификационных бакалаврских работ у студентов часто возникают трудности
с делением основной части работы на структурные единицы (разделы и подразделы). Для того, чтобы правильно и грамотно осуществить это деление, необходимо соблюдать следующие требования:

1. Все разделы работы должны быть равновеликими по объему.

2. В разделах основной части предоставляется обзор литературы, проведенные теоретические исследования, анализ и обобщения результатов исследования.

3. Материал одного раздела не может повторяться в другом разделе, а должен логически вытекать из предыдущего раздела и иметь логическую связь с последующим.

4. План должен быть сложным (в исключительных случаях по согласованию с научным руководителем допускается простой план), при этом его структура не может быть «смешанной». Если один из разделов разбит на подразделы, то и другие разделы должны состоять из нескольких подразделов.

5. В работе со сложным планом в разделе должно быть не менее двух подразделов.

6. Объем раздела не может быть меньше 7 страниц.

7. Не следует делать более 4 разделов.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: