СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Вариант опросного листа
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.
ФИО (№ по списку группы):____________________________________
1) Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:
_____________________________________________________________
а кого бы не включили:
_____________________________________________________________
2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:
_____________________________________________________________
а с кем бы не хотели:
_____________________________________________________________
6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.
Вариант
| N пп | Кто выбирает | Кого выбирают | Потребность в общении | ||||||||||
| ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Кп+ | Кп- | Ист | ||
| 1 | А | * | - | + | + | - | + | 3 | 2 | 0,14 | |||
| 2 | Б | + | * | + | - | - | 2 | 2 | 0 | ||||
| 3 | В | + | - | * | + | + | + | + | 5 | 1 | 0,57 | ||
| 4 | Г | - | - | * | + | - | + | 2 | 3 | -0,1 | |||
| 5 | Д | + | * | - | 1 | 1 | 0 | ||||||
| 6 | Е | + | + | * | + | + | 4 | 0 | 0,57 | ||||
| 7 | Ж | + | + | - | - | + | * | - | 3 | 3 | 0 | ||
| 8 | З | + | - | - | + | - | * | 2 | 3 | -0,1 | |||
| Социометрический статус | Кп+ | 6 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 | ||||
| Кп- | 0 | 4 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | |||||
| Ист | 0,9 | -0,4 | 0 | 0,1 | 0,4 | -0,3 | 0,3 | 0 | |||||
7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “ Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».

односторонний положительный выбор;
взаимный положительный выбор;
односторонний отрицательный выбор;
взаимный отрицательный выбор;
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекс потребности в общении (
) – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
В качестве примера определим
члена коллектива “А”:
в) индекс психологической совместимости(
):
К групповым индексам относят:
а) индекс психологической сплоченности группы (
) – определяет степень ее группового единства:
б) индекс психологической разобщенности группы (
) – определяется как степень групповой разобщенности.
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.
4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности (
)
Приложение 3 [5] [1]. Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса






