Процесс принятия внешнеполитических решений

Для профессиональных дипломатов и серьёзных внешнеполитических экспертов не подлежит сомнению, что эффективный механизм принятия и реализации внешнеполитических решений – это одно из ключевых условий эффективной внешней политики. Субъективные решения, которые рассчитаны на полшага вперёд и основаны на конъюнктурных соображениях, здесь абсолютно недопустимы. Поскольку любой шаг может иметь стратегический характер и носить долговременные последствия, даже если субъекты, принимающие решение, в данный момент этого не осознают. Поэтому все страны стремятся приложить максимум усилий для того, чтобы создать и усовершенствовать механизм принятия внешнеполитических решений.

Чем характеризуются подобные механизмы в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Великобритания, Китай и Япония? Можно назвать пять ключевых признаков:

Первый – это коллегиальный характер выработки и принятия внешнеполитических решений, вовлечённость в этот процесс всех или по возможности всех субъектов международной деятельности.

Второй признак – это опора при принятии и выработке внешнеполитических решений на глубокую аналитику, на экспертизу, которая обеспечивается не только правительственными исследовательскими центрами, но и неправительственными организациями. То есть, опора на широкое экспертное сообщество.

Третий признак – такой механизм, как правило, имеет в своей основе стратегическое планирование, которое, в свою очередь основано на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.

Четвёртый признак – это прозрачность механизма принятия внешнеполитических решений. В свою очередь, эта прозрачность связана с кропотливой работой со средствами массовой информации. Речь идёт о проведении регулярных брифингов субъектами международной деятельности, в том числе, разумеется, и внешнеполитическими ведомствами. Считается, что такого рода прозрачность принятия и реализации внешнеполитических решений обеспечивает достижение общенационального консенсуса по внешнеполитическим вопросам, поскольку те или иные процедуры и «логика» принятия и выполнения таких решений исполнительной властью становятся доступными для понимания широкой общественностью.

И, наконец, пятый признак – строгая исполнительская дисциплина в выполнении внешнеполитических решений. Допустимыми считаются лишь споры внутри страны по поводу тех или иных внешнеполитических ориентаций, того или иного внешнеполитического курса. Совершенно недопустимыми считаются разногласия и публичное обсуждение этих разногласий между представителями различных исполнительных органов власти и даже между представителями исполнительных и законодательных органов власти за рубежом, на международных конференциях. Например, во внешнеполитической практике США до ноября 2016 года существовало правило, что американцы, которые выезжают за рубеж и участвуют в международных конференциях, должны единым фронтом отстаивать национальные интересы, по поводу которых имеется если не национальный консенсус, то широкое национальное согласие внутри страны.

Выносить споры на публичное обсуждение за рубежом до сих пор считается недопустимым, даже неприличным.

 

Вопросы и задания к cеминару № 1. Тема: Современные международные отношения

И внешняя политика

1. Составьте письменный комментарий к таблице:

 

 

2. Воспроизведите и прокомментируйте определение международных отношений Джереми Бентама.

3. Перечислите глобальные проблемы, стоящие перед мировым сообществом.

4. По каким направлениям ООН предполагает модернизировать свою деятельность? Назовите, как минимум, четыре из них.

5. Составьте краткий перечень видов, форм и уровней МО.

6. Письменно сформулируйте определение понятия «дипломатия».

7. Что включают в себя современные формы дипломатической деятельности? Дайте письменный ответ.

8. На основании какого международного документа внешнеполитические ведомства государств должны осуществлять свою деятельность? Письменно сформулируйте методы, средства, функции, особенности и виды дипломатии.

9. Напишите пять основных признаков, характеризующих механизм принятия внешнеполитических решений.

10. Составьте тезисный конспект документа:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: