В качестве творческого задания можно предложить учащимся создать портретную галерею героев рассказа, нарисовав их портреты

 

Внеклассное чтение:  В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» (1 час)
Басня

Начиная изучать данный раздел целесообразно обсудить разницу между сказкой Гаршина и собственно баснями, чтобы понять специфику жанра.

Структура авторской программы совершает переход от мира сказки к миру басни неслучайно: у этих двух жанров много общего. Кроме того, учащиеся знакомятся с басней еще в начальной школе и уже имеют представления о ее художественном своеобразии. Наличие в авторской программе басен «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» не перегружает содержание, т.к. данные басни изучались в начальной школе (в большинстве программ, особенно в программах развивающего обучения). Планируя свою работу, следует это учитывать.

Авторская концепция изучения басни раскрывается в определении, данном в учебнике литературы для 5 класса: «Басня – это краткий критический и поучительный рассказ, переданный в иносказании с применением аллегорических образов и содержащий мораль как обращение к читателю или слушателю»[8].

Программа рекомендует учителю ознакомить учащихся с такими понятиями, как образы и сюжеты басни, аллегория, мораль. Желательно сравнить басни и сказки о животных. Расширение и углубление знаний о басне происходит в процессе работы с теоретическим материалом учебника. Учащиеся получают представление о басне как эпическом жанре литературы, особенностях ее композиции, видах комического. Задание «Проверь себя»[9] предлагает следующий понятийный перечень: аллегория, аллегорический образ, аллегорический смысл, иносказательная речь, иносказательный смысл, комическая ситуация, сатирический смех, сатира. Кроме того, школьники знакомятся с историей жанра, с именами наиболее известных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.И.Дмитриев). В статье о творчестве И.А.Крылова авторы также касаются вопроса об оригинальных произведениях и авторских переложениях широко известных басен.

Первая басня – «Ворона и Лисица» - переложение басни Эзопа. Она хорошо известна и любима школьниками с начальной школы. Поэтому работу с ней следует построить в ином ключе: провести сравнительный анализ басни И.А.Крылова со сказкой «Лиса и тетерев», а также с басней Эзопа «Ворон и Лисица». В ходе этой работы учащиеся учатся не только выявлять жанровые черты, анализировать композицию, язык и образы басни, но и делать выводы о своеобразии басен И.А.Крылова. Раскрывая комизм ситуации, необходимо заострить внимание пятиклассников на том, какой вид смеха использует в своем произведении баснописец, объяснить, почему, подсмеиваясь над слабостями человека, И.А.Крылов шутит легко и добродушно.

Басня «Свинья под Дубом» отличается от предыдущей не только оригинальностью сюжета, но и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в вопросе В 3[10]. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

Анализируя миниатюры «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська», учащиеся углубляют свои знания об иносказательности басни, аллегоричности ее языка, дают характеристику героев, определяют виды смеха. Задания учебника помогают выстроить работу так, чтобы актуализировать полученные знания.

Учебник содержит ряд заданий творческого и игрового характера. Например, после изучения басни «Лебедь, Щука и Рак» учащимся предлагается привести в качестве примера жизненные ситуации, в которых уместно было бы вспомнить мораль этой басни. Как итоговое задание Ж[11] к теме предлагается чайнворд по высказываниям героев басен.

В заключение следует отметить, что в кодификаторе по ЕГЭ данных произведений нет. Однако есть элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ:

· жанры устного народного творчества (код 1.2),

· роды и жанры литературы (код 1.7),

· речевая характеристика героя (код 1.8),

· сюжет и композиция (код 1.8),

· виды комического – юмор и сатира (код 1.11);

аллегория (код 1.12).

 


И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и моська» – 2 часа

Краткая биография.

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Внеклассное чтение: Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» – 1 час



Легенда

В этом разделе собраны литературные произведения, имеющие в своей основе легендарное событие, как событие имеющее реальную основу. Таким образом, это следующий этап развития основной идеи курса 5 класса – соотношение реального и фантастического в произведении. Легенда как жанр фольклора намеренно не рассматривается. В разделе представлены произведения разной жанровой природы. 


А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1 час)

Это философское стихотворение обычно изучается в 9 классе, однако главная его идея – добро и зло – вполне, если не гораздо лучше, чем в более старшем возрасте, понятно 5классникам.

Историко-культурная основа стихотворения (подавление декабристского восстания, навеянные, в частности и этим, размышления поэта о проблеме человеческой власти, природе добра и зла).

Образ дерева в мировой мифологии. Древо познания добра и зла в христианстве. Анчар как редуцированная идея древа познания добра и зла – древо зла, стоящее «как грозный часовой» на границе мира людей.

Композиция стихотворения: состоит из двух идейных частей, противопоставленных при помощи союза «но». В первой части – зло в природном мире, во второй – в мире людей. Жажда власти как причина зла в человеческом мире. Образы двух людей в стихотворении. Обратить внимание на изменение их номинаций (от «человека человек» до «раб» VS «непобедимый владыка»).

Методика: Это произведение целесообразно прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на частях важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление. Например: «Что делает часовой? Почему часовой?» Ожидаемый ответ: «Сторожит что-то», «Отмечает границу между чем-то и чем-то…»  В зависимости от степени подготовленности класса можно намекнуть на идею «древа зла» вместо «древа познания», «день гнева» - день грехопадения. Другие возможные вопросы для подготовленной аудитории: «Почему зверь и птица не идут?» - «Они не знают плод древа зла, а человек знает». И обязателен вопрос: «Кто больше боится, тот, кто посылает, или тот, кого посылают?» Ответ очевиден: «Тот, кто посылает». «А стрелы вернутся?» - «Вернутся». Таким образом можно показать круговорот зла в мире.

Итак, главные идеи для 5 класса – появление, существование и распространение зла в мире. Здесь можно вспомнить понятие притчи, если оно вводилось.

Задание А (стр. 215). Для полноценного понимания литературного произведения необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Практика преподавания истории сегодня предусматривает изучение в 5 классе истории древнего мира. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше вопросу А. Организовать работу учитель может по-разному (с учетом особенностей класса и уровня его подготовки): беседа с учащимися перед чтением текста, самостоятельные поиски ответа на вопрос дома (как предлагается в учебнике) и индивидуальные сообщения учащихся, слово учителя. Можно завести специальные страницы в тетради для кратких записей исторических сведений.

Добавить задания на лексику – трудно идет.


 

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Три пальмы»  (1 час)

Историко-культурная основа стихотворения (арабский восток в русской поэзии начала XIX в. как пространство, ассоциированное с философскими вопросами, проблемой судьбы).

Основная проблема произведения – проблема жизненного выбора, ропот на судьбу, отказ от своего назначения. Образы главных героев – трех пальм, человеческие черты. Роптание на судьбу как причина гибели трех пальм. Идея приятия бытия.

Это стихотворение, как и «Анчар», имеет перспективное значение  для старших классов. О них обязательно вспомним, когда будем изучать «Преступление и наказание».

Задания Г.1, Г.2 (стр. 221).  Эти вопросы могут стать основой самостоятельной научно-исследовательской (проектной) работы учащихся.  


 

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2 часа)

История и время создания. Нестор летописец (краткие сведения о нем). Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы (историческое, юридическое, дидактическое, легендарное). Фольклорные элементы.

Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. Поэтому нет характера героев, оценки их поступков.

Добавить задания на лексику


 

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2 часа)

Историко-культурная основа стихотворения: интерес к теме истории в литературе 20-х гг. XIX в. Источник сюжета – легенда об Олеге, пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства российского» (в свою очередь Карамзин опирался на летописи).

Главные герои – князь Олег и кудесник. Они имеют явные черты характеров. Сравнение этих образов.

Композиция «Песни»: идейно-смысловые части (описание князя Олега, встреча с кудесником и предсказание, пир через много лет, князь Олег навещает могилу коня и гибнет, похороны князя Олега) не соотносятся во времени так жестко, как в «повести временных лет». Сравнить язык двух произведений. Выводы: в «Повести» внимание на изложении фактов, в «Песни» –  на художественной идее, т.е. именно художественный вымысел дает возможность автору выразить свои идеи. Основные темы (судьба, вера и неверие, мужество и слабость, свобода выбора или несвобода, верность другу или предательство).

Трудно читать и выучить наизусть – задания на лексику.

 

Внеклассное чтение. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: