Тест по теме 4.1 Воспитание в ЦПП и теме 4.2 Методы воспитания ОП.01

Вариант № 1

ДОПОЛНИТЕ

1. Воспитание в широком смысле рассматривается как …

2. Цель гуманистического воспитания – …

3. Главная закономерность воспитания – …

4. Методы воспитания – это …

5. Методы формирования сознания личности включают в себя …

6. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся …

7. При выборе методов воспитания важное значение имеет …

 

Тест по теме 4.1 Воспитание в ЦПП и теме 4.2 Методы воспитания ОП.01

Вариант № 2

ДОПОЛНИТЕ

1. Воспитание в узком смысле рассматривается как …

2. Движущая сила процесса воспитания – это …

3. Ведущий принцип гуманистического воспитания – …

4. Методы воспитания могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если …

5. Методы организации деятельности включают в себя …

6. К методам контроля, самоконтроля, самооценки относятся …

7. В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а …

ОП.01

Тема 4.3 Современные концепции воспитания

 

Концепция воспитательной системы детского сада

          Целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

          Концептуальные принципы:

1. Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.

2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Задачи дошкольного воспитания:
1. обеспечить физическое здоровье
2. обеспечить эмоциональное благополучие
3. обеспечить интеллектуальное развитие
4. обеспечить волевое развитие каждого малыша

В содержании воспитания выделяют 3 подхода:

1. Комплексный подход

Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы развития детей дошкольного возраста «Детство». Девиз программы «Чувствовать – познавать – творить». Выделяется комплекс основных направлений: Ребёнок и природа (экологическое воспитание), Ребёнок в мире искусства (музыкальное, художественно-эстетическое воспитание), Первые шаги в математику (интеллектуальное воспитание), Ребёнок и социальный мир (нравственно-трудовое и патриотическое воспитание), физическое развитие ребёнка (культура физического здоровья), речевое развитие (культура общения).





Деятельностный подход

Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.

Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:

1.Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.

2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).

3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый – слушатель».

Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.

Средовой подход

Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.

Механизмы реализации воспитательной системы ДОУ:

1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.

2.Конструирование образовательного процесса на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.

3. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.

4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:

В детском саду должны быть созданы условия для удовлетворения потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности, для удовлетворения запросов родителей. Должно вестись психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, должна оказываться поддержка и помощь, должна быть создана эмоционально благополучная обстановка для максимального развития личности, организации его воспитания и обучения, ориентированного на «завтрашний день развития».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: