Закономерности и принципы воспитания

Теория воспитания как научная дисциплина и составная часть общей педагогики открывает и формулирует закономерности воспитанияобъективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса. Выделяются внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; между отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие: I — воспитание всегда связано с обучением;

— цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

— эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств воспитания;

— чем активнее личность в воспитательном процессе, тем успешнее осуществляется данный процесс;

— прочность формирования нравственных понятий закономерно связана с уровнем их практического закрепления и в ходе воспитательного процесса;

— воспитательный процесс осуществляется эффективно, если в ходе его осуществления в целостном единстве формируются нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности.

Объективный характер закономерностей как категории воспитания выражается в том, что они всегда присутствуют в воспитательном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах воспитанияположениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Принципы (правила) воспитания отвечают ряду требований:

обязательность, означающую, что если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

комплексность, выражающуюся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а все сразу;


равнозначность, означающую, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

В современной педагогической теории нет единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако, чаще других называют следующие принципы: персонификация, природосообразностъ, кулътуросообразностъ, гуманизация, дифференциация.

Персонификация (от лат. persona — личность, лицо + facere — делать) — принцип воспитания, основанный на отношении к воспитаннику как к личности как субъекту собственного развития и активному участнику воспитательного взаимодействия. Истоки данного принципа восходят к философско-педагогическим воззрениям мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Сократ, Эпикур и др.), философским и педагогическим учениям эпохи Возрож­дения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др.). Дальнейшее развитие принципа персонификации связано с идеями позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Ф. Бекон), активности личности в процессе жизнедеятельности (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Д. Дидро), ценности человеческой личности и ее стремления к саморазвитию (И.Г. Песталоцци), обеспечения субъектной позиции учащегося в процессе обучения (А. Дистервег) и др.

Большинство представителей отечественной педагогической мысли XVIII-X1X столетий (И.И. Бецкой, К.Н. Вентцель, А.И. Герцен, НА. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) отстаивали принцип персонификации, обращая особое внимание на связь воспитания и самовоспитания личности, на характер взаимоотношений педагогов и воспитанников, процесс взаимодействия между которыми описывался в терминах «активность», «самостоя­тельность», «творчество», «инициатива». Российская педагогическая мысль вплотную подошла к идее развития субъектного потенциала личности как основы принципа персонификации с середины восьмидесятых годов XX столетия (КА.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.). В современных психолого-педагогических источниках принцип персонификации отождествляется с понятием о личностном подходе, под которым понимается помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его индивидуальных возможностей.

Природосообразностъ — принцип воспитания, согласно которому воспитатель в ходе своей деятельности должен максимально учитывать возрастные особенности ребенка. Идея данного принципа зародилась в античном обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была разработана Я.А.Коменским, а позже занимала видное место в педагогических системах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему должны учитывать поло-возрастную дифференциацию воспитанников.

Кулътуросообразностъ — принцип воспитания, который впервые появился в трудах Д.Локка, утверждавшего, что душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К.А.Гельвеций и И.Г.Песталоцци, основываясь на идеях Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что то в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. культуру конкретной страны. В


отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разработали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, которые положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнических и региональных культур. Реализовать принцип природосообразности в воспитании — значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип воспитания, направленный на сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Принцип гуманизации имеет своими истоками наследие величайших философов и педагогов: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеку, Марка Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Виднейшими представителями гуманизма эпохи Возрождения явились Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень, провозгласившие своим лозунгом античное изречение «я человек и ничто человеческое мне не чуждо» Свой значительный вклад в развитие принципа гуманизации воспитания внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег.

На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей; на утверждении блага человека как меры оценки взаимоотношений в обществе. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

— уважения прав и свобод воспитанника;

— предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

— уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять
предъявляемые требования;

— уважения права воспитанника быть самим собой;

— доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— ненасильственного формирования требуемых качеств;

— отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

— признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Дифференциация — принцип воспитания, основанный на выборе педагогического воздействия в зависимости в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в сообществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для определенной «категории» лиц. В процессе осуществления дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по включению данной группы в совместное деятельностное общение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: