Семейное воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка

Прикладная наука психология воспитания. Она опирается на развитие личности в онтогенезе (курс). Чтобы понимать, как воспитывать, надо понимать, что воспитывать.

Есть как минимум 5 причин для феномена лени. «Ленивый человек» относится к личности или характеру? Если у человека не сформирована воля, механизмы саморегуляции, то для него делать то, в чём непосредственно нет удовольствия, он не может. Отсутствие интереса к предмету, по которому он считается ленивым, но ему надо это делать. Он не может заставить себя делать неинтересное дело.

Сформировавшаяся привычка ничего не делать.

Гедонист.

Не понимает, не поспевает за учебным процессом. Поэтому не хочет что-то делать. Может быть, есть органические нарушения. Депрессия, астенические состояния и т.д.

Семейное воспитание — один из важнейших компонентов всей семейной проблематики. Чтобы понять развитие личности в норме и патологии, надо иметь представление о способах воспитания, которые осуществляются родителями в семье.

Не надо думать, что знания материала семейного воспитания не имеет отношения к психотерапии. Т.П.: это зависит от модели, в которой работает психотерапевт. Для системной семейной психотерапии это неважно, для большинства модели психотерапии родительско-детских отношений, очень важно понимать, каким было воспитание этого человека в семье.

Но более всего из всех видов практики семейное воспитание рассматривается психолого-педагогическим консультированием.

Личностное консультирование — это психологическая помощь клиенту в преодолении им самим его трудностей (принятие решения, выбора, поиска способов удовлетворения актуальной потребности и т.д.), которые человек осознаёт. В нём возможны советы, рекомендации, совместное обсуждение проблемы, способов разрешения трудностей.

В отличие от психотерапии, которая чаще всего имеет дело с неосознаваемым внутренним конфликтом клиента или пациента, который он разрешает вместе с психотерапевтом, психолого-педагогическое консультирование — это помощь родителям, учителям, учащимся в воспитании и обучении детей в широком смысле. Например, как подготовить ребёнка к школе, как преодолеть кризис трёх лет детей. Оно осуществляется психологами развития, спец. подготовленным по разным возрастам. Они диагностируют, смотрят, в норме ли находится его развития.

Очень важно различать, говоря о воспитании, стиль семейного воспитания, родительские позиции, или установки, и родительское отношение. В разных моделях, методиках это всё понимается по-разному.

Стиль семейного воспитания — это совокупность способов воспитательных воздействий родителей на ребёнка и способы обращения с ним.

Под родительскими позициями, или установками, психологи имеют в виду готовность родителей к тем или иным способам воспитания и обращения.

Если методика прямо направлена на изучение стиля семейного воспитания (ASV), имеется в виду уже сложившийся, реализуемый стиль семейного воспитания. А родительские установки можно измерять, когда они сложились, но ещё не реализовались. Готовность к определённому стилю воспитания, но ещё не реализовавшаяся. Поэтому эту методику можно давать для будущих родителей. Методика PARI.

В России довольно популярна методика родительского отношения Варги. Т.П.: этой методикой я вам пользоваться не советую, потому что там исследуются спутанно некоторые факторы, которые должны изучаться отдельно. Методика уже устарела.

Опросные методы для выявления отношения плохи тем, что они адресованы к сознанию. Напрямую никто не ответит, что у меня симбиоз и т.п. Поэтому нередко для моментов отношения используют проективные методы (КИСС — косвенное измерение системы самооценок, методика Федотовой).

Если мы что-то хотим измерить, надо самым совестливым способом отобрать экспериментальный материал.

Психологи, исследующие семейное воспитание, изучают семейное воспитание с т.з.:

1. меры предоставляемой ребёнку свободы (авторитарность-демократичность),

2. опеки и контроля (разные способы ограничения самостоятельности ребёнка, необходимы в развитии),

3. наличие или отсутствие кооперации (сотрудничество) с ребёнком,

4. уважение родителями границ ребёнка или симбиоза с ним,

5. стремление родителей к контакту с ребёнком или избегания (бывает и так, когда с ребёнком трудно),

6. способы предъявления требований ребёнку, введения дисциплинарных норм, применение форм наказания и поощрения.

Оптимальная модель для развития нормальной и здоровой личности ребёнка:

1. Уважение личности ребёнка, его принятие (любовь), тёплое к нему отношение.

2. Оптимистическая установка, вера в него. Ребёнок меня раздражает, бесит, ленивый, грубый и т.д. — А как родители довели его до этого?

3. Реалистическое восприятие. Какая должна быть самооценка? Родители, любя детей, имеют образ ребёнка, кем он станет. Напр., в муз. школе родители настраивают на победу. Конкурентная установка в тягость. Можно, задавая высокий уровень притязаний, снизить его совсем. «А, да ладно, барменом буду работать, не пойду в университет». Надо ориентировать детей, чтобы им было интересно, дерзали детей на большее, что у них есть, но не ставить недостижимые цели.

4. Ориентация на самореализацию, а не на достижения. «Он делал карьеру, не делая её». Есть люди, которые рвут когти, парятся, чтобы сделать карьеру. А некоторые реализовываются, попутно пишут докторскую, получается книга и т.п.

У хорошего родителя есть реалистическое восприятия ребёнка. «Ты можешь», — но то, что можешь надо хорошо понимать. Есть люди-графоманы, у них ощущение гениальности. Писатель — это человек, которые талантливо реализуют свою графоманскую сущность.

Воспитание должно соответствовать полу ребёнка. Если девочка, воспитывать аккуратность, надо приучить девочку дружить с тряпкой (половой, пылевой, чтобы из квартиры не хотелось бы уйти в более чистое место). Если мальчик, то настойчивость, доводить дело до конца.

Соответственно полу, возрасту не предъявлять ребёнку требования, которые он не может реализовать. Не требовать от шестилетнего ребёнка упорство в достижении целей. Воспитание должно соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка (выносливый, одарённый, болезненный, эмоциональный-рациональный, — особенности конституции, темперамента, задатков).

Напр., ребёнок-индиго. Психологами замечено, что их всё больше и больше. Некоторых из них воспитывать невозможно, сильное упрямство. Они способны ко многим вещам, но для них не существует взрослый как предмет воспитания, только как способ изучения чего-либо. Опасность выпадения из нормы (шизофрения и т.д.)

Драма воспитания. Родители делают всё, от них зависящее, чтобы сделать ребёнка вот таким (способного к самореализации, волевым, любящим и т.д.) и что дальше? Чтобы отдать его в мир, а не чтобы им пользоваться. Чтобы приготовить его к самостоятельному плаванию, чтобы он был свободен и от родителей в т.ч. Мы растим их не для себя. Но чем более свободное, творческое воспитание, тем лучше и прочнее связи родителей с детьми.

Эффективное воспитание — это гибкость используемых воспитательных средств в зависимости от возраста ребёнка. Опека — это ограничение самостоятельности ребёнка, необходимая с маленькими детьми. Дети ещё многое не умеют сами. Напр., собрать первокласснику портфель, помочь выбрать одежду, — милое дело. Ребёнок принимает эту опеку. Она не должна быть чрезмерной, гиперопека (чрезмерная опека) — страшная вещь.

Опека необходима в младшем школьном возрасте. Надо, чтобы она соответствовала возможностям ребёнку и возрасту. Ребёнок сам оттолкнёт от себя, если ему уже не нужна опека («Я сам, не надо»). Важно найти меру опеки, контроля, заботы, предоставляемой свободы.

Характер контроля в подростковом возрасте. Психологи семейного воспитания полагают, что в мл. школьном возрасте должен быть авторитарный контроль (делать так, делать так), — требовательный, в директивной форме предъявляемый контроль.

Считается, что авторитарный (директивный) контроль неизбежен для младших подростков. У них есть чувство взрослости, что они многое могут, но ещё очень мало умеют. Они больше не хотят считаться детьми. Для того, чтобы их держать в рамках поведения, дисциплины, рекомендуется использовать директивный контроль.

Постепенно к старшему возрасту психологи рекомендуют сменить авторитарный контроль на помогающий контроль. Родитель всё больше становится ему товарищем, использовать доверие между собой и детьми.

В старшем школьном (раннем юношеском) отношения уже не контроля, а договорные отношения между родителем и ребёнком. Родители и дети договариваются как взрослые. Напр., ты не будешь слушать громко музыку, а я не буду настаивать, чтобы ты приходил домой раньше десяти часов. Родители должны помочь подростку в сепарации (надо его отпустить). Когда подросток хочет уже многие вещи делать сам, выбирать институт, страну и т.д.

Чаще всего подростки сепарируются через конфликты, ссоры, настаивая на своих решениях, выборах, не считаясь с родителями. Это возраст довольно яркого эгоцентризма. Очень болезненна для родителей. У родителей может наступить возрастной личностный кризис. Переживать сепарацию и личностный кризис невозможно. Часто договорные отношения не работают.

Как добиться свободы в семье мирными средствами? Может быть, надо уговаривать в чём-то, подготавливать к этому родителей. Молодой человек интенсивно идёт к зрелости, а у матери впереди только старость, поэтому здесь они остро соединяются. После шестидесяти возраст не имеет значения.

«Не приведи женщину в дом матери, сестры и жены».

Надо, чтобы процесс сепарации перешёл на стадию сотрудничества, взаимного уважения и т.д. обоих сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: