Необходимые понятия и термины

Управление в социально-культурной сфере

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, со­провождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образователь­ных уровней (образовательных цензов). В частности, конста­тация достижения обучающимся того или иного образова­тельного уровня высшего профессионального образования удостоверяется в зависимости от возрастания уровня образо­вания справкой о незаконченном высшем образовании, ди­пломом о неполном высшем образовании, дипломом бакалав­ра, дипломом специалиста, дипломом магистра.

Организационной основой государственной политики Рос­сийской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственные образовательные стандарты опреде­ляют обязательный минимум содержания основных образова­тельных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Система образования в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государст­венных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений незави­симо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и госу­дарственно-общественных объединений, осуществляю­щих деятельность в области образования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Рос­сийской Федерации реализуются образовательные програм­мы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на ре­шение задач формирования общей культуры личности, адап­тации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образова­тельных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы на­правлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подго­товку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учеб­ным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учре­ждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учеб­ных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Право на ведение образовательной деятельности и льго­ты, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Порядок лицензирования обра­зовательной деятельности определяется Правительством Рос­сийской Федерации.

Лицензия на право ведения образовательной деятельно­сти выдается Федеральной службой по надзору в сфере обра­зования и науки на основании заключения экспертной комис­сии. Предметом и содержанием экспертизы является установ­ление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, госу­дарственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образо­вательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза пе­дагогических работников и укомплектованности штатов. Со­держание, организация и методики образовательного процес­са предметом экспертизы не являются.

В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная числен­ность контингента обучающихся, воспитанников и срок дей­ствия этой лицензии.

Не подлежит лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лек­ций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не со­провождающаяся итоговой аттестацией и выдачей докумен­тов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятель­ность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответст­вующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккреди­тации. Свидетельство о государственной аккредитации образо­вательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соот­ветствие содержания и качества подготовки выпускников тре­бованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Государственная аккредитация образовательных учреж­дений проводится уполномоченными органами исполнитель­ной власти на основании заявления образовательного учреж­дения и заключения по его аттестации. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учрежде­ния являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех после­довательных лет.

Научная (научно-исследовательская) деятельность -деятельность, направленная на получение и применение но­вых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспери­ментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, на­правленные преимущественно на применение новых знаний для
достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, на­правленная на получение, применение новых знаний для реше­ния технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функциони­рования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, кото­рая основана на знаниях, приобретенных в результате прове­дения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья челове­ка, создание новых материалов, продуктов, процессов, уст­ройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершен­ствование.

Государственная научно-техническая политика - со­ставная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Россий­ской Федерации в области науки, техники и реализации дос­тижений науки и техники.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и гово­ры, национальные традиции и обычаи, исторические топо­нимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, про­изведения культуры и искусства, результаты и методы науч­ных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, пред­меты и технологии, уникальные в историко-культурном от­ношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими ли­цами для удовлетворения гражданами своих культурных по­требностей.

Творческая деятельность - создание культурных цен­ностей и их интерпретация.

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в миро­вую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федера­ции - совокупность культурных ценностей, а также организа­ции, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъ­ектам без права их передачи иным государствам и союзам го­сударств с участием Российской Федерации.

Государственная культурная политика (политика го­сударства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распростра­нению культуры, а также сама деятельность государства в об­ласти культуры.

Области применения законодательства Российской Федерации о культуре:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использова­ние памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сцениче­ское, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народ­ная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалек­ты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная куль­турная деятельность, связанная с созданием произведе­ний печати, их распространением и использованием, ар­хивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распро­странения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие насе­ления - состояние здоровья населения, среды обитания чело­века, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В целях предупреждения возникновения и распростра­нения инфекционных заболеваний и массовых неинфекци­онных заболеваний (отравлений) проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охра­ны территории Российской Федерации, введению ограничи­тельных мероприятий (карантина), осуществлению производ­ственного контроля, мер в отношении больных инфекцион­ными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Физическая культура - составная часть культуры, об­ласть социальной деятельности, представляющая собой сово­купность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития чело­века, укрепления его здоровья и совершенствования его дви­гательной активности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, на­правленный на формирование здорового, физически и ду­ховно совершенного, морально стойкого подрастающего по­коления, укрепление здоровья, повышение работоспособно­сти, творческого долголетия и продление жизни человека.

Спорт - составная часть физической культуры, истори­чески сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществ­ляющих деятельность в целях физического воспитания насе­ления и развития спорта в Российской Федерации.

Массовая информация - предназначенные для неогра­ниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Средство массовой информации - периодическое пе­чатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохрони­кальная программа, иная форма периодического распростра­нения массовой информации.

Некоторые принудительные меры, применяемые в от­ношении средств массовой информации:

- признание свидетельства о регистрации недействи­тельным;

- прекращение и приостановление деятельности;

- приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: