Особенности организации управления в социальной сфере

Управление в социальной сфере основано на конституционном принципе приоритета прав и законных интересов человека.

Характерные особенности организации управления в этой сфере:

– направленность управления на реализацию конституционных прав граждан;

– децентрализация для более эффективного управления (стратегическое – на федеральном уровне, тактическое – на уровне субъектов Российской Федерации и непосредственное предоставление услуг гражданам на местном уровне);

– демократизация управления через вовлечение в него всех субъектов социально-культурных отношении.

В сфере науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации:

– разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

– обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

– обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Учитывая, что социальная сфера относится предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, приведем перечень полномочий субъекта Российской Федерации в этой сфере:

– управление в установленном порядке обеспечением прав граждан на жилище и предоставлением потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг, в том числе:

– создание условий для формирования рынков жилья и жилищно-коммунальных услуг;

– управление обеспечением права граждан на жилище;

– государственный строительный надзор при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе гидротехнических сооружений третьего и четвертого класса;

– контроль в установленном порядке за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;

– управление в установленном порядке жилищным фондом, находящимся в собственности субъекта РФ;

– управление деятельностью по проведению капитального ремонта и реконструкции объектов социально-культурной сферы за счет средств бюджета субъекта РФ;

управление здравоохранением, в том числе:

– принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

– разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения, и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

– разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на территории субъекта РФ, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования;

– координация деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);

– управление лечебной и профилактической деятельностью системы здравоохранения субъекта РФ;

– управление специализированной медицинской помощью (в том числе санитарно-авиационной скорой медицинской помощью);

– установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;

– установление региональных стандартов медицинской помощи и осуществление контроля за их соблюдением;

– осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в установленном порядке;

– регулирование в установленном порядке отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств;

– организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездное обеспечение организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;

– организация обязательного медицинского страхования неработающего населения субъекта РФ;

– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъекта РФ;

– регулирование отношений в области культуры (в том числе искусство, кинематография, охрана и использование историко-культурного наследия):

– управление обслуживанием населения библиотеками, находящимися в собственности субъекта РФ;

– поддержка музеев, учреждений культуры и искусства, народных художественных промыслов (за исключениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации), республиканских и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности, кинематографии;

– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта РФ

– государственная охрана объектов культурного наследия республиканского значения;

– обеспечение в установленном порядке сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения;

– управление сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности за счет субвенций из федерального бюджета;

– государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в пределах предоставленных полномочий за счет субвенций из федерального бюджета;

управление в области физкультуры, спорта, туризма:

– регулирование в области развития инфраструктуры учреждений физической культуры и спорта;

– управление физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми мероприятиями, в том числе республиканскими и межмуниципальными, организацией всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

– обеспечение в установленном порядке подготовки спортивных сборных команд субъекта РФ и их выступлений на соревнованиях;

– разработка и реализация законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, регулирующих туристскую деятельность.

Управление образованием:

– управление дошкольным образованием, общеобразовательной деятельностью, деятельностью по дополнительному образованию детей;

– управление образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– управление образованием детей с ограниченными возможностями здоровья;

– управление образованием детей и подростков с девиантным поведением;

– управление в установленном порядке начальным профессиональным образованием (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях);

– управление в установленном порядке средним профессиональным образованием (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях);

– управление в установленном порядке высшими учебными заведениями, находящимися в ведении субъекта РФ;

– управление в установленном порядке дополнительным профессиональным образованием (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях);

– аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ;

– надзор и контроль за соблюдением законодательства российской федерации в области образования, контроль качества образования в пределах полномочий;

– участие в установленном порядке в государственном контроле за соблюдением высшим учебным заведением, образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, научной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) законодательства российской федерации в области образования;

– обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

– организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству;

– государственная аккредитация образовательных учреждений в пределах полномочий;

управление социальной защитой:

– управление предоставлением социальной помощи в установленном порядке;

– управление социальным обслуживанием граждан в трудных жизненных ситуациях, в том числе детей, граждан пожилого возраста и инвалидов;

– управление профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов;

управление в установленном порядке формирования и развития государственной системы социально-психологической помощи населению в субъекта РФ;

– управление социальной поддержкой отдельных категорий населения.

Особое внимание уделяется предоставлению государственных, бюджетных услуг населению. Они должны максимально удовлетворять потребности населения и исключать возможность для возникновения коррупционных рисков при их предоставлении.

В этих целях применяется антикоррупционная экспертиза правовых актов, регулирующих предоставление услуг, и детальное регламентирование порядка их предоставления.

 

 

. Государственное управление в социально-культурной сфере

 

Административное право - Л.А.Душакова, Н.М.Чепурнова Административное право
  Органы управления в социально-культурной сфере Правительство РФ.Полномочия Правительства Россий­ской Федерации в сфере экономики определяются Федераль­ным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в социально-культурной сфере: • обеспечивает проведение единой государственной соци­альной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способст­вует развитию социального обеспечения и благотвори­тельности; • принимает меры по реализации трудовых прав граждан; • разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; • обеспечивает проведение единой государственной ми­грационной политики; • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; • содействует решению проблем семьи, материнства, от­цовства и детства, принимает меры по реализации моло­дежной политики; • взаимодействует с общественными объединениями и ре­лигиозными организациями; • разрабатывает и осуществляет меры по развитию физи­ческой культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; • разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; • обеспечивает государственную поддержку фундамен­тальной науки, имеющих общегосударственное значе­ние приоритетных направлений прикладной науки; • обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области образования, определяет основные на­правления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бес­платного образования; • обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.   Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием Министерство здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации.Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определяются Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30 июня 2004 г. №321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации ме­дицинской профилактики, в том числе инфекционных заболе­ваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реаби­литации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, аль­тернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Полномочия Феде­ральнойслужбы определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №322 «Об утвер­ждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения са­нитарно-эпидемиологического благополучия населения, защи­ты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба понадзору всфере здравоохранения и социального развития. Полномочия определяются Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №323 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития». Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Основные функции: • организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно- ортопедической помощи; • осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроля за оказанием медико-социальной помощи населению и ме­дико-социальной реабилитации инвалидов; • осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы; • осуществление государственной регистрации лекарст­венных средств, медицинской и реабилитационной тех­ники и изделий медицинского назначения; • аккредитация медицинских организаций, организаций социального обслуживания, санаторно-курортных орга­низаций. Федеральная служба по труду и занятости. Полномо­чия Федеральной службы по труду и занятости определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №324 «Об утверждении положения о Федераль­ной службе по труду и занятости». Федеральная служба по труду и занятости является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по контролю и надзору в сфере труда, занято­сти и альтернативной гражданской службы, по оказанию го­сударственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулиро­вания коллективных трудовых споров. Основные функции: • контроль и надзор за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, законодательства о занято­сти населения, об альтернативной гражданской службе; • деятельность по предупреждению, обнаружению и пре­сечению нарушений законодательства Российской Феде­рации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Феде­рации об административных правонарушениях; • организация альтернативной гражданской службы; • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработи­цы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе: - содействие гражданам в поиске подходящей работы; - подбор работодателям необходимых работников; - бесплатная консультация, бесплатное предоставле­ние информации и услуг, которые связаны с профес­сиональной ориентацией в целях выбора сферы дея­тельности (профессии), трудоустройства, возможно­сти профессионального обучения; - профессиональная подготовка, повышение квалифи­кации и переподготовка безработных граждан, пси­хологическая поддержка; - обеспечение социальной поддержки; - направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; - осуществление социальных выплат гражданам, при­знанным в установленном порядке безработными; - выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы. Федеральное медико-биологическое агентство. Полно­мочия Федерального медико-биологического агентства определяются Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 11 апреля 2005 г. №206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве». Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА Рос­сии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере са­нитарно-эпидемиологического благополучия работников орга­низаций отдельных отраслей промышленности с особо опасны­ми условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведе­нии водолазных и кессонных работ) и населения отдельных тер­риторий по перечню, утверждаемому Правительством Россий­ской Федерации, и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здраво­охранения и социального развития, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населе­ния обслуживаемых территорий, оказание медицинской и меди­ко-социальной помощи, предоставление услуг в области санатор­но-курортного лечения, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека. Федеральное агентство по здравоохранению и социально­му развитию. Полномочия определяются Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №325 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по здраво­охранению и социальному развитию». Федеральное агентство по здравоохранению и социаль­ному развитию является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая ока­зание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и су-дебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопе­дической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально неза­щищенных категорий граждан, социальное обслуживание на­селения, проведение медико-социальной экспертизы, донор­ство крови, трансплантацию органов и тканей человека. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Полно­мочия ПРФ определяются Постановлением Верховного Сове­та Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-1 «Во­просы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федера­ции. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и настоя­щим Положением; выполняет отдельные банковские опера­ции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банков­ской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государствен­ной собственности Российской Федерации. Денежные средст­ва ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъя­тию не подлежат. ПФР обеспечивает: • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения №325; • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью ра­ботников и других граждан, сумм государственных пен­сий по инвалидности вследствие трудового увечья, про­фессионального заболевания или по случаю потери кормильца; • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; • контроль с участием налоговых органов за своевремен­ным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расхо­дованием его средств; • организацию и ведение индивидуального (персонифи­цированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персо­нифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и веде­ние государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР; • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и между­народных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; • изучение и обобщение практики применения норма­тивных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Феде­рации предложений по ее совершенствованию; • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. ПФР может принимать участие в финансировании про­грамм социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет: • страховых взносов работодателей; • страховых взносов граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; • страховых взносов иных категорий работающих граждан; • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и посо­бий военнослужащим и приравненным к ним по пенси­онному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а так­же на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыль­ской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с на­значением досрочных пенсий безработным; • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в ре­зультате предъявления регрессных требований; • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей)физических и юридических лиц, а также доходов от ка­питализации средств ПФР и других поступлений. Средства ПФР направляются на: v выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосудар­ственными и международными договорами государст­венных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; v выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; v оказание органами социальной защиты населения мате­риальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; v финансовое и материально-техническое обеспечение те­кущей деятельности ПФР и его органов; v другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Руководство ПФР осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - ис­полнительной дирекцией. В состав Правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав Правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руко­водители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Полномочия ФСС определяются Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». ФСС управляет средствами государственного социаль­ного страхования Российской Федерации. ФСС является спе­циализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закреп­ленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. В ФСС входят следующие исполнительные органы: - региональные отделения, управляющие средствами го­сударственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; - центральные отраслевые отделения, управляющие средст­вами государственного социального страхования в отдель­ных отраслях хозяйства; - филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по со­гласованию с председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается централь­ный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отрасле­вых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные сове­ты, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Средства Фонда образуются за счет: v страховых взносов работодателей (администрации пред­приятий, организаций, учреждений и иных хозяйст­вующих субъектов независимо от форм собственности); v страховых взносов граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с зако­нодательством; v страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхо­ванию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; v доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответ­ствующий период; v добровольных взносов граждан и юридических лиц; по­ступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; v ассигнований из федерального бюджета на покрытие расхо­дов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компен­саций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской ка­тастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их по­следствий, а также в других установленных законом случаях; v прочих поступлений (возмещаемых страхователем рас­ходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обяза­тельным платежам, сумм штрафов и иных санкций, пре­дусмотренных законодательством; уплаченных в уста­новленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещае­мых Фонду в результате исполнения регрессных требо­ваний к страхователям, и других). Средства Фонда направляются на: v выплату пособий по временной нетрудоспособности, бе­ременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до дос­тижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости га­рантированного перечня ритуальных услуг; v оплату дополнительных выходных дней по уходу за ре­бенком-инвалидом или инвалидом с детства до достиже­ния им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, располо­женные на территории Российской Федерации и в сана­торно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федера­ции, а также на лечебное (диетическое) питание; v частичное содержание находящихся на балансе страхова­телей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); v частичную оплату путевок в детские загородные оздоро­вительные лагеря, находящиеся на территории Россий­ской Федерации, для детей работающих граждан; v частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необхо­димых для учебно-тренировочного процесса); v оплату проезда к месту лечения и обратно; v создание резерва для обеспечения финансовой устойчи­вости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (да­лее именуется - инструкция), утвержденной Фондом со­вместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Рос­сийской Федерации, Государственной налоговой служ­бой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; v обеспечение текущей деятельности, содержание аппара­та управления Фонда; v финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государствен­ную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; v проведение научно-исследовательской работы по вопро­сам социального страхования и охраны труда; v осуществление иных мероприятий в соответствии с зада­чами Фонда, включая разъяснительную работу среди на­селения, поощрение внештатных работников Фонда, ак­тивно участвующих в реализации мероприятий по соци­альному страхованию; v участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соот­ветствии с тарифом, установленным федеральным законом. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей опреде­ляется соответствующей инструкцией. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты тру­да (в денежном и натуральном выражении по всем основани­ям), за исключением видов заработной платы и других вы­плат, на которые по действующим нормативным актам стра­ховые взносы не начисляются. Председатель Фонда и его заместители назначаются Пра­вительством Российской Федерации. Правление Фонда является коллегиальным органом. Со­став Правления Фонда численностью 32 человека формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представитель­ствующих на постоянной основе (3 представителя от Министер­ства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Рос­сийской Федерации, Федеральной налоговой службы, Цен­трального банка Российской Федерации и центрального коми­тета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 4 представителя от объединений работодателей, 3 -от региональных отделений Фонда, по 1 представителю от Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Феде­рации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защи­той интересов семей работников, и общероссийских обществен­ных объединений инвалидов). Ротация членов Правления осу­ществляется не чаще 1 раза в год. Председатель Фонда является председателем Правления Фонда. Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда - в отдельных отраслях. Руководство региональными и отраслевыми отделе­ниями Фонда осуществляют управляющие соответствую­щими отделениями, которые несут персональную ответст­венность за их работу. Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по соци­альному страхованию. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональ­ным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования Российской Федерации (ФФОМС). Полномочия ФФОМС определяются Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 29 июля 1998 г. №857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как со­ставной части государственного социального страхования. ФФОМС является самостоятельным государственным неком­мерческим финансово-кредитным учреждением.

Основными задачами ФФОМС являются:

• финансовое обеспечение установленных законодатель­ством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхо­вания в целях, предусмотренных Законом Российской Феде­рации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

• обеспечение финансовой устойчивости системы обяза­тельного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, пре­доставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного меди­цинского страхования;

• аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства ФФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства ФФОМС образуются за счет: v части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное меди­цинское страхование в размерах, устанавливаемых феде­ральным законом;

v ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

v добровольных взносов юридических и физических лиц; v доходов от использования временно свободных финан­совых средств;

v нормированного страхового запаса Федерального фонда; v поступлений из иных источников, не запрещенных за­конодательством Российской Федерации. Управление Федеральным фондом осуществляется кол­легиальным органом - Правлением и постоянно действую­щим исполнительным органом - директором.

Состав Правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством Российской Федера­ции. Срок полномочий Правления 3 года.

Правление возглавляет председатель. Председатель Правления имеет одного заместителя. Председатель Прав­ления и его заместитель избираются Правлением ФФОМС. В состав Правления входит по должности директор Феде­рального фонда.

В состав Правления могут входить представители феде­ральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельно­стью Федерального агентства по туризму и Федерального агент­ства по физической культуре и спорту.

Федеральное агентство по туризму. Полномочия Агентства определяются Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 31 декабря 2004 г. №901 «Об утвержде­нии положения о Федеральном агентстве по туризму».

Федеральное агентство по туризму является уполномо­ченным федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по проведению государственной по­литики, нормативно-правовому регулированию, оказанию го­сударственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.

Федеральное агентство по физической культуре и спор­ту. Полномочия Агентства определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №904 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту».

Федеральное агентство по физической культуре и спор­ту является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие примене­нию допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: