VII. Методический блок

Основной формой организации учебных занятий является урок.

Традиционная форма урока: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.

Нетрадиционные уроки: урок-путешествие «», урок-экскурсия «», урок-концерт «», урок-конкурс «», инсценирование «», урок-викторина «» и т.д. РАСПИСАТЬ ПО ТЕМАМ.

Применение ИКТ: РАСПИСАТЬ ПО ТЕМАМ.

Формы контроля:

текущий (по всем темам);

тематический (по какой теме в каком виде);

промежуточный (если возможен когда?);

итоговый (когда? тема).

Технология комплексного использования средств обучения, поскольку в ней четко детерминированы связи между целями, содержанием, методиками и материальными условиями их реализации (если класс после программы развивающего обучения).

Методы: репродуктивный, чтение литературного произведения, анализ литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами, претворение литературных произведений в других видах искусства, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 класса является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем:

в активизации художественного восприятия;

в формировании художественных переживаний средствами искусства;

в формировании художественных склонностей и способностей школьников.

Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.

В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных особенностей.

Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.

Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.

Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:

выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;

обучение выразительному чтению учащихся;

чтение учителем художественного текста с комментарием;

беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);

творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

То есть это метод, который обеспечит достижение цели, выполнение задач, поставленных в программе для 5 класса.[33]

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

чтение художественных текстов дома и в классе;

выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;

заучивание наизусть;

активное слушание текста;

составление плана; образное воспроизведение эпизодов;

близкие к тексту пересказы;

художественное рассказывание;

составление сценариев;

иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;

рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.

Таким образом, каждый приём должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся.

VIII. Литература

Литература для учащихся

1. Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

2. Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

3. Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Учебник по литературе 5 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.

4.

Литература для учителя

  1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.
  2. Фонохрестоматия по литературе. 5 класс. CD С1
  3. Литература. Тесты. 5 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.
  4. Е.И.Матвеева. Литература. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Эксмо, 2008.

 

IX. Анализ выполнения рабочей программы

X. Приложения



Соотношение стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.

В связи с тем, что учителю необходимо составлять рабочую учебную программу по предмету, то необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос соотношения содержания, требований к результатам обучения, заявленных в документах, регламентирующих деятельность учителя литературы. Это первый и самый важный этап подготовки рабочей программы учителя.

Наша задача состоит в помощи учителю в наиболее трудном вопросе – составлении таблицы соотношения обозначенных разделов, тем, номинаций (иногда их называют дидактические единицы) в стандарте, примерной программе, авторской программе по литературе. Это необходимо сделать для того, чтобы определить пути освоения содержания по литературе на каждом этапе обучения и прийти к полному выполнению требований государственного стандарта по предмету.

 

Стандарт основного общего образования по литературе

Примерная программа основного общего образования по литературе

5-6 классы 7-8 классы 9 класс Не спланировано в Примерной программе из стандарта
  Литература как искусство слова (2ч.). Литература как искусство слова (1ч.). Литература как искусство слова (1ч.).  

Русский фольклор

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки*. Русский фольклор (9ч.) Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Песня как форма словесно-музыкального искусства. Миф и сказка. Виды сказок. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).      
Одна былина по выбору.   Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (2ч.) (возможен выбор другой былины).    

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве».     «Слово о полку Игореве» (6ч.).  
Три произведения разных жанров по выбору. «Повесть временных лет» (6ч.) (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения. «Повесть о Петре и Февронии Муромских») (возможен выбор другого произведения). 2ч.: «Поучение» Владимира Мономаха (возможен выбор другого произведения). «Житие Сергия Радонежского» (возможен выбор другого произведения).    

Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов. Одно стихотворение по выбору.     М.В. Ломоносов (1ч.).«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)(возможен выбор другого произведения).  
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».   Д.И. Фонвизин (4ч.). Комедия «Недоросль».    
Г.Р. Державин. Два произведения по выбору.     Г.Р. Державин (2ч.).Стихотворения: «Фелица», «Памятник»(возможен выбор двух других стихотворений).  
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).     А.Н. Радищев (1ч.). «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).  
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».   Н.М. Карамзин (3ч.). Повесть «Бедная Лиза».    

Русская литература XIX века

И.А. Крылов. Четыре басни по выбору. И.А. Крылов (4ч.). Басни: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен).      
В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Одна баллада по выбору. Два лирических стихотворения по выбору. В.А. Жуковский (2ч.).Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады). В.А. Жуковский (2ч.).Баллада «Светлана». В.А. Жуковский (1ч.). Стихотворения: «Море», «Невыразимое» (возможен выбор двух других стихотворений).  
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».     А.С. Грибоедов (9ч.). Комедия «Горе от ума».  
А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору. Одна романтическая поэма по выбору «Повести Белкина» Повесть «Пиковая дама» «Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору) Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» Роман в стихах «Евгений Онегин». А.С. Пушкин (16ч.). Стихотворения: «Няне», «Зимнее утро», «И.И.Пущину». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Роман «Дубровский». Повесть «Выстрел». А.С. Пушкин (14ч.). Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Повесть «Станционный смотритель». Роман «Капитанская дочка». Повесть «Барышня-крестьянка». Повесть «Пиковая дама». А.С. Пушкин (20ч.). Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы). «Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»). Роман в стихах «Евгений Онегин». «Зимняя дорога», три стихотворения по выбору.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору. Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» Роман «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов (4ч.).Стихотворения: «Бородино», «Три пальмы», «Листок». М.Ю. Лермонтов (7ч.).Стихотворения: «Тучи», «Листок». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». М.Ю. Лермонтов (14ч.).Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Роман «Герой нашего времени». три стихотворения по выбору.
Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков. Стихотворения не менее трех авторов по выбору. А.В. Кольцов (2ч.) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры). Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения).   К.Н. Батюшков (1ч.). Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений). А.В. Кольцов (1ч.). Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений). Е.А. Баратынский (1ч.). Стихотворения: «Мой дар убог и голос негромок…, «Муза», «Разуверение»(возможен выбор других стихотворений).  
Н.В. Гоголь. Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель». Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души» (первый том). Н.В. Гоголь (4ч.). Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».) Н.В. Гоголь (11ч.). Повесть«Тарас Бульба». Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Н.В. Гоголь (13ч.). Поэма «Мертвые души» (первый том).  
А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору.   А.Н. Островский (3ч.)Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы).    
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (два рассказа по выбору). «Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору). Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). И.С. Тургенев (4ч.)Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести). И.С. Тургенев (4ч.) Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» (3ч.) (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»). «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1ч.) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»).    
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору. Ф.И. Тютчев (2ч.). Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Ф.И. Тютчев (3ч.). Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других стихотворений).    
А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору. А.А. Фет (3ч.). Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…», А.А. Фет (1ч.).Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения). А.А. Фет (1ч.).Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения). «Вечер»
А.К. Толстой. Три произведения по выбору. А.К. Толстой (2ч.). Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения). А.К. Толстой (3ч.). Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала…» (возможен выбор других произведений).    
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору. Одна поэма по выбору. Н.А. Некрасов (7ч.). Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога. Поэма «Мороз Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). Н.А. Некрасов (2ч.). Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» (возможен выбор других стихотворений). Н.А. Некрасов (1ч.). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).  
Н.С. Лесков. Одно произведение по выбору. Н.С. Лесков (2ч.). Рассказ «Левша».      
М.Е. Салтыков-Щедрин. Три сказки по выбору.   М.Е. Салтыков-Щедрин (3ч.).Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трёх других сказок).    
Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору.   Ф.М. Достоевский (3ч.).Повесть «Белые ночи»(возможен выбор другой повести).    
Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору. Один рассказ по выбору.   Л.Н. Толстой (5ч.)Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести). Рассказ «После бала» (возможен выбор другого рассказа).    
В.М. Гаршин. Одно произведение по выбору.   В.М. Гаршин (1ч.).Рассказ «Красный цветок»(возможен выбор другого произведения).    
А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также 2 рассказа по выбору. А.П. Чехов (2ч.). Рассказ «Толстый и тонкий». А.П. Чехов (2ч.). Рассказ «Хамелеон». А.П. Чехов (2ч.). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».  
В.Г. Короленко. Одно произведение по выбору. В.Г. Короленко (3ч.). Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения).      

Русская литература XX века

И.А. Бунин. Два рассказа по выбору.   И.А. Бунин (2ч.). Рассказы: «Лапти», «Танька» (возможен выбор двух других рассказов).    
А.И. Куприн. Одно произведение по выбору.   А.И. Куприн (1ч.). Рассказ «Гамбринус»(возможен выбор другого произведения).    
М. Горький. Два произведения по выбору.   М. Горький (4ч.). Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести). «Песня о Соколе» (возможен выбор другого произведения).    
А.А. Блок. Три стихотворения по выбору.   А.А. Блок (1ч.).Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» (возможен выбор двух других стихотворений). А.А. Блок (1ч.).Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).  
В.В. Маяковский. Три стихотворения по выбору. В.В. Маяковский (2ч.)Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». В.В. Маяковский (2ч.)Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни» (возможен выбор других стихотворений).    
С.А. Есенин. Три стихотворения по выбору. С.А. Есенин (2ч.).Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).   С.А. Есенин (1ч.).Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).  
А.А. Ахматова. Три стихотворения по выбору.   А.А. Ахматова (1ч.). Стихотворение «Сероглазый король» (возможен выбор другого стихотворения). А.А. Ахматова (1ч.). Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).  
Б.Л. Пастернак. Два стихотворения по выбору.   Б.Л. Пастернак (1ч.). Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» (возможен выбор других стихотворений).    
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».   М.А. Булгаков (3ч.). Повесть «Собачье сердце».    
М.М. Зощенко. Два рассказа по выбору.   М.М. Зощенко (2ч.). Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»(возможен выбор двух других рассказов).    
А.П. Платонов. Один рассказ по выбору. А.П. Платонов (2ч.).Рассказ «В прекрасном и яростном мире»(возможен выбор другого произведения).      
А.С. Грин. Одно произведение по выбору. А.С. Грин (2ч.). Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести).      
К.Г. Паустовский. Один рассказ по выбору. К.Г. Паустовский (2ч.).Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа).      
М.М. Пришвин. Одно произведение по выбору. М.М.Пришвин (4ч.). Сказка-быль «Кладовая солнца»(возможен выбор другого произведения).      
Н.А. Заболоцкий. Два стихотворения по выбору.   Н.А. Заболоцкий (1ч.). Стихотворения: «Гроза идёт», «Не позволяй душе лениться…»(возможен выбор других стихотворений).    
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).   А.Т. Твардовский (3ч.). Поэма «Василий Теркин» Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» (возможен выбор трёх других глав).    
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».     М.А. Шолохов (2ч.). Рассказ «Судьба человека».  
В.М. Шукшин. Два рассказа по выбору.   В.М. Шукшин (2ч.).Рассказы: «Срезал», «Чудик» (возможен выбор двух других рассказов).    
А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Рассказ «Как жаль».     А.И.Солженицын (1ч.). Рассказ «Матренин двор». Рассказ «Как жаль».

Русская проза второй половины XX века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.В.Быков, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов. Произведения не менее трех авторов по выбору. Ю.П.Казаков (1ч.) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). В.Г.Распутин (3ч.) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). В.П.Астафьев (2ч.)(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Васюткино озеро» (возможен выбор другого произведения).      

Русская поэзия второй половины XX века

И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов. Стихотворения не менее трех авторов по выбору. Н.М.Рубцов (2ч.) (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Б.Ш.Окуджава (1ч.)(возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» (возможен выбор других стихотворений). В.С.Высоцкий (1ч.)(возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» (возможен выбор трёх других стихотворений).    

Литература народов России

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр». Одно произведение по выбору во фрагментах. Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М.Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведения не менее двух авторов по выбору.   Героический эпос в мировой культуре. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос (фрагменты) (1ч.) (возможен выбор другого эпоса). М. Карим (1ч.). (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России). Стихотворения из сборника «Европа - Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений). Г. Тукай (1ч.). (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России). Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений).  

Зарубежная литература

Гомер «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).   Гомер (2ч.). «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).   «Илиада»
Античная лирика. Два стихотворения по выбору.     Античная лирика (1ч.). Катулл. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).  
Данте «Божественная комедия» (фрагменты).     Данте (2ч.). «Божественная комедия» («Ад», I, V песни) (возможен выбор других фрагментов).  
М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты).   М. Сервантес (2ч.). Роман «Дон Кихот» (фрагменты).    
У. Шекспир Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе трагедии изучаются в сокращении). Два сонета по выбору.   У. Шекспир (3ч.). Трагедия «Ромео и Джульетта». Сонеты: №66; №130 (возможен выбор двух других сонетов). У. Шекспир (2ч.). Трагедия «Гамлет».  
Ж.-Б. Мольер Одна комедия по выбору.   Ж.-Б. Мольер (1ч.)Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).    
И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты).     И.-В. Гете (2ч.). «Фауст» (фрагменты).  
Ф. Шиллер Одно произведение по выбору. Ф.Шиллер (1ч.) Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).      
Э.Т.А. ГофманОдно произведение по выбору.       Э.Т.А. ГофманОдно произведение по выбору.
Дж. Г. Байрон Одно произведение по выбору.     Дж. Г. Байрон (1ч.). Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения).  
П. Мериме Одно произведение по выбору. П.Мериме (2ч.). Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).      
Э.А. По Одно произведение по выбору.   Э.А. По (1ч.). Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения).    
О. Генри Одно произведение по выбору. О. Генри (1ч.) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Рассказ «Дары волхвов».      
Д. Лондон Одно произведение по выбору. Д. Лондон (3ч.). Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения).      
А. Сент-Экзюпери Сказка «Маленький принц».   А. Сент-Экзюпери (2ч.). Сказка «Маленький принц».    
Х.К.Андерсен, Р.Бернс, У.Блейк, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Ф.Вийон, Г.Гейне, У.Голдинг, В.Гюго, Д.Дефо, А.К.Дойл, Р.Киплинг, Л. Кэрролл, Ф.Купер, Дж.Свифт, Дж.Сэлинджер, В.Скотт, Р.Л.Стивенсон, М.Твен, Э.Хемингуэй. Произведения не менее трех авторов по выбору. Литературная сказка. Х.-К.Андерсен (4ч.) «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки). Д.Дефо (4ч.) (возможен выбор другого зарубежного писателя). Роман «Робинзон Крузо». М.Твен (3ч.) (возможен выбор другого зарубежного писателя). Повесть «Приключения Тома Сойера».      
  Итого в 5-6 классах= 114 часов Резерв свободного времени =26часов Итого в 7-8 классах= 114 часов Резерв свободного времени =26часов Итого в 9 классе=90часов Резерв свободного времени =15часов 7 номинаций стандарта по литературе не учтены в Примерной программе.

 

При сопоставлении стандарта общего образования по литературе и Примерной программы общего образования по литературе видим, что эти документы в определении содержания по литературе на ступени общего образования совпадают в основном.

Распределение времени на освоение содержания дано в Примерной программе с учетом выделенного для авторов УМК резерва часов.

5-6 классы – всё верно.

7-8 классы – не 114 часов, как заявлено в программе, а фактически 115 (можно пересчитать!). Если убрать один час с первой номинации «Литература как искусство слова», то цифра выйдет 114. Что я и сделала.

9 класс – в Примерной программе обозначено, что на освоение содержания 91 час, а фактически 90 (можно пересчитать).

Может быть, это опечатка издательства? Серьёзно.

Чтобы составить рабочую программу, учителю необходимо иметь в глазах эту таблицу: теперь понятно, что выполнить стандарт уже несложно, добавить номинации, не учтенные в Примерной программе, но заявленные в стандарте.

А вот дальше учителю будет очень сложно, потому что теперь нужно обращаться к авторской программе. Для авторов Министерство выделило только часы, обозначенные в резерве!!! Что делают авторы: кроят содержание стандарта как хотят!!!

Второй шаг – сравниваем авторскую программу с ГОСом и Примерной программой. Для этого выстраиваем ещё одну таблицу. Поскольку мы выяснили соотношение стандарта и Примерной программы по литературе, то сравнивать для удобства будем Примерную программу и авторскую.

Авторская программа для 5 класса состоит из двух разделов.

Первый раздел «Реальность и вымысел» состоит из тем: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда».

Две первые темы первого раздела («Фольклор», «Авторская и литературная сказка») не нарушают логику Примерной программы. А порядок следующих тем определяется авторской концепцией, т.е. видением путей изучения литературы на каждом этапе образования.

Название первого раздела программы для 5 класса уже определяет авторскую концепцию: показать отличительную особенность художественной литературы – наличие вымысла и наличие реальности в произведении в той или иной художественной форме.

Поэтому наша вторая таблица будет построена от авторской программы к содержанию Примерной программы. Так мы ясно увидим соотношение содержания в программах, учителю останется только решить, что изменить, добавить, исключить или скорректировать в рабочей программе, составленной для конкретного контингента обучающихся.

 

Программа по литературе авт. Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 5 класс Программа по литературе авт. Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 6 класс Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-6 классов
Литература как искусство слова (1ч.). Литература как искусство слова (1ч.). Литература как искусство слова.
Раздел первый «Реальность и вымысел»  (21 час+3 часа вн.чт.). Раздел первый «Как появилась поэзия и проза» (11ч.+1ч. вн.чт.).  
Тема 1. «Фольклор» (4часа+1час вн.чт.) Малые жанры фольклора (1ч.). Пословицы и поговорки. Русские народные сказки (3ч.). «Хрустальная гора…» Волшебная сказка. «Как старик домовничал». Бытовая сказка. «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Вн.чт.«Пойди туда, не заню куда…»(1час). Тема 1. «Истоки и вершины» (5ч.) Песня(1час). Былина «Садко» (2часа). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2часа). Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Песня как форма словесно-музыкального искусства. Миф и сказка. Виды сказок. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок). Былина(в Примерной программе для 5-6 кл. нет; есть в курсе для 7-8 кл.). «Повесть о Петре и Февронии Муромских») (возможен выбор другого произведения).
Тема 2. «Авторская и литературная сказка» (11часов+1час вн.чт.). А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (2часа). Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» (2часа). Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (1час). Н.В. Гоголь.Повесть «Ночь перед Рождеством» (3ч.). М.М.Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца» (2ч.). В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было…» (1ч.). Вн.чт.В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» (1ч.). Тема 2. «Классические образцы поэзии и прозы» (6ч.+1ч. вн.чт.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Парус», «Утес» (2часа). А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» (1час). А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (3ч.). Вн.чт.Л.Н.Толстой. «Юность»(1ч.). Литературная сказка. Х.-К.Андерсен «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки (не автора!) (в авторской программе Андерсен отсутствует). А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «Зимнее утро», «И.И.Пущину». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Роман «Дубровский». Повесть «Выстрел». Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» (в Примерной программе нет). Э.Т.А. Гофман. Одно произведение по выбору (в Примерной программе нет, но есть в стандарте, поэтому включать для изучения обязательно!). Н.В. Гоголь.Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».) М.М.Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца»(возможен выбор другого произведения). В.М.Гаршин (в Примерной программе для 5-6 кл. нет; есть в курсе для 7-8 кл.)
Тема 3. «Легенда» (6часов+1ч.вн.чт.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1ч.). М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» (1ч.). «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей» из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2ч.). А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2ч.). Вн.чт. «Легенда о Томасе Лермонте» (1ч.).   А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Бородино», «Три пальмы», «Листок».«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения.
Раздел второй «Этот необычный мир…»  (28часов+3ч. вн.чт.). Раздел второй «О чём и о ком рассказывает литературное произведение»  (12часов+2ч. вн.чт.).  
Тема 1. «Басня» (2ч.+1ч. вн.чт.) И.А.Крылов. «Басни Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак» «Слон и Моська» (2ч.). Вн.чт.Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот»(1ч.). Тема 1 (7ч.+1ч. вн.чт.) А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» (2ч.). Н.С. Лесков.Повесть «Тупейный художник»(2ч.). А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (2ч.). Н.А. Некрасов. Поэма «Саша» (1ч.). Вн.чт. Ю.С.Рытхэу.«Хранитель огня»(1ч.). И.А. Крылов. Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен). Н.С. Лесков.Рассказ «Левша». (Авторы заменяют произведение). А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».
Тема 2. «Лирическое стихотворение» (11ч.+1ч. вн.чт.). Мир чувств. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «И.И.Пущину» (1ч.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Листок», «Молитва» (2ч.). Тема 2. «Тема литературного произведения» (5ч.+1ч. вн.чт.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Поэт» (2ч.). А.В. Кольцов.Стихотворение «Косарь» (1ч.). С.А.Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки…», «Пороша» (1ч.). Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (1ч.). Вн.чт. А.Тукай.«Пара лошадей», «Совет»(1ч.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Молитва» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса); стихотворение «Поэт» тоже в курсе 9 класса. А.В. Кольцов (возможен выбор другого поэта пушкинской поры). Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения). С.А.Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки…», «Пороша» (авторская концепция). Н.М.Рубцов (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Произведения А.Тукаяв курсе 9 класса по Примерной программе
Мир природы. А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику» (2ч.). Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» (2ч.). Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»(2ч.). И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»(1ч.). С.А.Есенин. Стихотворение «Береза»(1ч.). Вн.чт.Г.Гейне. «На севере диком…». И.-В.Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком» (1ч.).   А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…». Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога. Поэма «Мороз Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). И.А. Бунин(в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). С.А. Есенин.Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема 3. «Роман, повесть, рассказ» (15ч.+1ч. вн.чт.). Д.Дефо.Роман «Робинзон Крузо» (2ч.). А.С. Грин.Повесть «Зеленая лампа» (2ч.). А.П. Платонов.Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (2ч.). И.С. Тургенев.Рассказ «Бежин луг»(2ч.). Ю.П.Казаков.Рассказ «Оленьи рога»(1ч.). Д. Лондон.Повесть «Сказание о Кише» (1ч.). В.П.Астафьев.Рассказ «Васюткино озеро» (2ч.). О. Генри.Рассказ «Вождь краснокожих»(1ч.). М.М. Зощенко.Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова»(2ч.). Вн.чт.«Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)(1ч.).   Д.Дефо(возможен выбор другого зарубежного писателя). Роман «Робинзон Крузо». А.С. Грин. Повесть «Алые паруса»(возможен выбор другой повести). А.П. Платонов.Рассказ «В прекрасном и яростном мире»(возможен выбор другого произведения). И.С. Тургенев.Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести), (рассказа «Бежин луг» в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). Ю.П.Казаков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Д. Лондон.Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения). В.П.Астафьев(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Васюткино озеро» (возможен выбор другого произведения). О. Генри (возможен выбор другого зарубежного писателя) Рассказ «Дары волхвов». М.М. Зощенко(в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.).
  Раздел третий «Литература: мир вопросов и ответов»  (27часов+3ч. вн.чт.).  
  Тема 1. «Как человек понимает мир и себя» (6ч.+1ч. вн.чт.). А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога» (2ч.). Дж. Г. Байрон.Стихотворение «Душа моя мрачна». Баллада «Прометей» (2ч.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Нет, я не Байрон…», «Ангел» (2ч.). Вн.чт.В.Гюго. Стихотворение «Впустите всех детей…» (1ч.). Дж. Г. Байрон(в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Нет, я не Байрон…», «Ангел» (в Примерной программе для 5-6кл. нет).
  Тема 2. «Как отражается таинственное в судьбе человека» (3ч.). В.А. Жуковский.Баллада «Лесной царь» (1ч.). Э.А. По. «Ворон». Народная баллада«Черный ворон».А.С.Пушкин. «Ворон к ворону летит»(1ч.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» (1ч.). В.А. Жуковский.Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады). Э.А. По. (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса).
  Тема 3. «Как человек относится к людям и ко всему живому» (10ч.+1ч. вн.чт.). Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (2ч.). В.В. Маяковский.Стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте» (2ч.). А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» (2ч.). И.А. Бунин. Рассказы: «Лапти», «Подснежник» (2ч.). А.И. Куприн. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» (2ч.). Вн. чт. И.С.Тургенев. «Муму» (1ч.). Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения). В.В. Маяковский.Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». (Стихотворения «Послушайте» в Примерной программе для 5-6кл. нет). А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). И.А. Бунин. Рассказы в Примерной программе для 7-8кл. А.И. Куприн. Рассказы в Примерной программе для 7-8кл.
  Тема 4. «Отражение социальных проблем в литературе» (8ч.+1ч. вн.чт.). Р.Л.Стивенсон.Баллада «Вересковый мед» (1ч.). В.Г. Короленко.Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (2ч.). К.Г. Паустовский.Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») (2ч.). Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога, «Размышления у парадного подъезда» (2ч.). С.А. Есенин.Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)(1ч.). Вн.чт.«Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)(1ч.). Р.Л.Стивенсон.Баллада «Вересковый мед». В.Г. Короленко.Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). К.Г. Паустовский.Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа). Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в Примерной программе для 7-8кл. С.А. Есенин.Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)(1ч.). (в Примерной программе для 5-6кл. нет).

 

Таким образом, в части наименований имен и произведений авторская программа в основном соответствует Примерной программе, а значит и требованиям стандарта общего образования по литературе.

В части соотношения количества часов – 26 часов - на авторское видение программа Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной не выходит за рамки и в основном соответствует требованиям Примерной программы.

Авторы программы дают четкое распределение часов по разделам и темам, учитывая письменные работы, обобщение изученного, уроки внеклассного чтения. При этом оставляют учителю резервные часы, что очень важно при составлении рабочей программы по литературе.



Планы и конспекты уроков

 

Фольклор

 

Петрова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская сош Рыбинский район


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: