Тема 1.3. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и информатизации органов власти в Российской Федерации

В выступлении на заседании Совета по развитию информационного общества 8 июня 2010 г. в Твери Д. А. Медведев указал, что «...виртуальное пространство должно быть поставлено в правовые рамки»33

Важным этапом, который предшествовал развитию государственных программ по информатизации и реформированию существующей административной системы в России, является участие нашей страны в международных инициативах и межправительственных акциях, направленных на выработку согласованного и сбалансированного подхода к реализации программ развития информационного общества. Имеется в виду три основные линии международного сотрудничества: программы Европейского Союза (ЕС), саммит «Группы Восьми», на котором была подписана «Окинавская хартия глобального информационного общества» и саммиты по информационному обществу под эгидой Организации Объединенных Наций и активном участии ЮНЕСКО.

Достаточно часты на данном этапе развития программ ИКТ в госуправлении «обвалы» программного обеспечения. После ЭП следующим шагом должно стать «Открытое правительство». Которое завязано на электронных сервисах. Сегодня Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» уже работает. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ввел новый термин «Открытые данные».

В 1998 г. Международный союз электросвязи (ITU) выступил с предложением о проведении под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирного Саммита по информационному обществу. Параллельно осуществлялась аналогичная деятельность в рамках «Группы Восьми» (G8), которая завершилась подписанием в 2000 г. «Окинавской хартии глобального информационного общества», где лидеры государств, входящих вG8 обозначили готовность к реализации в своих странах программ, направленных на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства41.

Следует отметить, что подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия» началась сразу после подписания В. Путиным Окинавской хартии.

Считается, что главным стимулом для начала проработки программы «Электронная Россия» было участие России в работе саммитов «Группы восьми», где традиционно обсуждаются проблемы глобального развития и подписываются документы стратегического характера.

Всемирный Саммит по информационному обществу был проведен в два этапа. Первый — в декабре 2003 г. в Женеве, второй — в ноябре 2005 г. в Тунисе. В России в это время начала готовиться и обсуждаться в экспертном сообществе «Стратегия развития информационного общества в России», которая была утверждена в начале 2008 г. Тем самым можно констатировать, что сам термин перестал быть чисто научным и начал активно использоваться в проектах и программах на международном и государственном уровнях.

Существует ли информационное общество в России? Ответа на этот вопрос пока современная наука не дает. Россия активный участник процесса глобализации. Важным фактором ее участия в процессах глобализации, где информационный компонент является важным, но не определяющим, является создание информационной открытости России для мирового сообщества.

Основная идея действующего правительства - Россия должна стать лидером информационного мирового сообщества. В России должно быть построено совершенно новый тип общества – открытое демократическое общество. Общество, в котором каждый гражданин Федерации является полноправным участником всех процессов развития государства, начиная от законотворчества и заканчивая средой ЖКХ. Все граждане должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод, а деятельность органов власти всех уровней при этом должна стать «прозрачной», т.е. информационно доступной для каждого заинтересованного в этой информации гражданина.

Процесс разработки государственной политики Российской Федерации в сфере развития информационного общества можно разделить на пять больших стадии:

1991 – 1995 гг. – формирование основ государственной политики в сфере информатизации в условиях рыночных отношений;

1995 – 1998 гг. – переход от политики информатизации к формированию основ информационной политики;

1998 – 2008 гг. – формирование государственной политики в сфере развития информационного общества. В 2008 г. завершился важный этап – этап разработки государственной политики – был принят первый официальный документ, утвержденный на высшем государственном уровне – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», и началась разработка плана реализации Стратегии. Тем самым можно сказать, что с 2008 года в России начался этап реализации стратегии развития информационного общества43.

2008 – 2009 гг. – реализация государственной политики в сфере развития информационного общества переходит из стадии пилотных проектов в программу целенаправленной и плановой деятельности.

2010 –по настоящее время планомерная реализация Концепции построения информационного общества, электронного правительства, Концепции снижения административных барьеров и повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

В 2002 г. начала реализацию ФЦП «Электронная Россия». Первый этап формирования государственных программ и общественных инициатив, направленных на развитие информационного общества, можно обозначить диапазоном от 2001 до 2004 г. В этот период стартовала «Электронная Россия», началась проработка позиции государства об открытости информационных ресурсов органов власти, были реализованы первые проекты и обозначены основные организационные и правовые проблемы, препятствующие развитию информационного общества. Часть этих проблем и препятствий были решены и преодолены только на следующем этапе, а многие еще предстоит решить. Напомним, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предусматривала реализацию мероприятий по девяти основным направлениям:

1. Совершенствование законодательства и системы госрегулирования в сфере ИКТ.

2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрения ИКТ в реальный сектор экономики.

5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

6. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.

7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

8. Развитие системы электронной торговли.

9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы.

В настоящее время можно уже констатировать, по мнению экспертов, что основные проблемы, которые возникли при реализации ФЦП «Электронная Россия» были заложены в механизмах ее выполнения и распределения бюджета. Это связано с тем, что координацию программы на начальном этапе (2002-2006 гг.) осуществляли два российских министерства — Минэкономразвития и Мининформсвязи, что было весьма неудобно с точки распределения функций и ответственности. Принимая во внимание существующую в России проблему бюрократизации принятия решений - это двоякое участие приводило фактически к отсутствию ответственности конкретных лиц и конкретизации функций ведомств по принимаемым решениям реализации ФЦП.

В конце 2005 г. был дан старт второму этапу административной реформы и обозначен комплекс задач совершенствования процесса оказания государственных услуг, в том числе в электронном виде. Проблемы с реализацией и явное несовершенство основных позиций ФЦП «Электронная Россия» привели к осознанию необходимости реорганизовать эту программу, увязав ее основные положения с приоритетами административной реформы. Практически одновременно была принята Концепция региональной информатизации до 2010 года. Затем, в 2007 г. Правительством РФ был рассмотрен проект, а в 2008 г. была утверждена Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года. В 2008 г. Президентом России был утверждена Стратегия развития информационного общества в России и началась деятельность по формированию плана ее реализации.

Также в 2005 г. Правительство приняло Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р46. На ее основании проводилась работа по регламентации деятельности госорганов, созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и переводу государственных услуг в электронную форму.

Результатами реализации концепции в 2006-2010 годах стало формирование нормативной и методической базы повышения качества исполнения госфункций и предоставления услуг, формирование механизмов управления и стимулирования реализации административной реформы.

17 октября 2009 г. Распоряжением Правительства РФ N 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» был утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде органами исполнительной власти.

В 2010 г. истек срок реализации Концепции административной реформы. За эти годы реформ в России была сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы.

Важным результатом стало принятие Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы. В соответствии с 210-ФЗ государственным и муниципальным органам власти при оказании услуг запрещено требовать от заявителей документы, находящиеся в распоряжении других органов исполнительной власти. Со вступлением данного документа в законную силу органы обязаны запрашивать и получать такие документы и сведения путем межведомственного, в том числе электронного, взаимодействия. Таким образом, 210-ФЗ явился методологической основой для организации межведомственного взаимодействия.

В настоящее время административный регламент является основным документом, регулирующим порядок предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций).

Административные регламенты служат основой для оптимизации государственных и муниципальных услуг (функций) и перевода их в электронный вид.

К концу 2010 г. было утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6000 и 4000 административных регламентов соответственно47. По состоянию на декабрь 2013 г. утверждено 774 административных регламента ФОИВ.

Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. N 601 Президент РФ определил меры повышения информационной открытости и подконтрольности гражданам государственных    органов.

Правительству РФ было поручено:

до 1 сентября 2012 года:

§ сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, создав для этого единый ресурс в интернете и систему публичных консультаций;

§ утвердить концепцию "российской общественной инициативы", предусматривающую создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет и рассмотрение предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение года;

§ введение административного наказания в виде дисквалификации за грубое или неоднократное нарушение государственными и муниципальными служащими стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также за грубое нарушение ими порядка проведения проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно-надзорных функций;

· внести в Госдуму ФС РФ законопроект,предусматривающий расширение перечня выборных муниципальных должностей.

до 1 января 2013 года обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных или неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами, включая страхование ответственности, а также обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих критерии и порядок оценкигражданами деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, региональных и местных унитарных предприятий и учреждений, в целях применения такой оценки для досрочного отстранения руководителей от должности.

к 2014 году обеспечить достижение таких показателей,каксокращение времени ожидания в очереди при обращении в орган государственной власти РФ до 15 минут и снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества за государственной услугой до 2 обращений (в отношении одной услуги),

к 2015 году -увеличение доли граждан,имеющих доступ кполучению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", до 90 процентов,

к 2018 году -увеличение доли граждан,использующихмеханизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70 процентов и уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг до 90 процентов.

Задание к следующей паре:

Прочитать Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: