Основные принципы реализации государственной кадровой политики

В принципах выражаются суть, главное содержание, центральные понятия государственной кадровой политики. Принципы отражают наиболее существенное, устойчивое в кадровой деятельности, ее определенные закономерности. Они гораздо более стабильны, чем механизмы и технологии кадровой политики. Известный французский администратор и специалист в области управления Анри Файоль говорил: «Без принципов мы во тьме, хаосе. Принцип - это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может тем, кто знает путь в порт»$$$Цит. по: Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. С. 219.%%%27^^^.

В подходах к осмыслению принципов реализации ГКП в науке пока нет единообразия. В работах одних ученых эти принципы заимствуются из конституционного и административного права (правопорядок, разделение властей и т.д.). В трудах других авторов они берутся из политологии и социологии управления$$$Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. Ч. 1. – С. 34%%%28^^^. Пожалуй, ответ на этот вопрос находится на стыке общественных наук. В тоже время, как представляется, во главу угла следует ставить всеобщие принципы,вытекающие из законов диалектики (принцип всеобщей связи и развития, принцип меры, принцип цикличности) и объективные принципы управления.

Каждоедолжностное лицо, задействованное в процессе реализации государственной кадровой политики должно постоянно осознавать, что в своей деятельности оно подчинено действию законов природы и общества, законов управления.Законы управления, экономические законы и система ценностей, действующих в обществе, являются объективной основой принципов работы любой организации. Это одно из ключевых понятий.

 

  Наиболее часто в понятие принципов вкладываются правила, которым следуют в своей практической деятельности.  

 

Устойчивость не следует понимать как незыблемость принципов, которые в процессе изменения условий деятельности изменяют свою форму. Наряду с традиционными, длительное время существующими принципами возникают новые принципы. Нормативный характер объективных принципов управления придает им практическую направленность рекомендаций. Вспомним некоторые из них.

Принцип целенаправленности (целеполагание)позволяет определить конкретные способы и формы действий для успешного достижения поставленной цели. Конечная цель должна находиться в центре внимания субъекта кадровой политики и ее достижение служить мерилом качества и эффективности выполняемой работы.

Принципы объективности и научности предусматривают неукоснительное соблюдение требований объективных законов и закономерностей, учет реальных возможностей, действительного состояния дел. Данный принцип непосредственно проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач. Особенностью этих принципов является то важное обстоятельство, что следование (или нет) этим принципам предопределяет действенность применения всех других принципов управления, успешность деятельности его субъектов. Принципы объективности и научности позволяют управляющей системе использовать объективные законы для достижения целей. Они направлены против субъективизма,волюнтаризма, произвольных решений, поспешных действий, не учитывающих реальные ситуации и противоречивые процессы.

Принципы комплексности и системности в управления предусматривают объективную необходимость рассмотрения всей совокупности факторов, влияющих на определение и реализацию кадровой политики, выявления их взаимодействия и связей, как во времени, так и в пространстве. Системность в кадровой политикеозначает, прежде всего, структурирование проблем и решений по вертикали, комплексность - всесторонний охват всей системыреализации кадровой политики, учет всех сторон, направлений и свойств, т.е. развертывание их по горизонтали.

Принципосновного звена предопределяет необходимость выбора на научной основе и комплекса решаемых задач коренную, главную задачу. Найти основное звено в кадровой политике означает выявить главную причинную связь, определяющую качественную специфику системы, ее сохранение, прогресс, динамику развития. Основное звено - это то звено, которое цементирует систему реализации кадровой политики, объединяет, интегрирует ее единое целое, обеспечивает ее функционирование, совершенствование.

Принцип проблемной ориентации позволяет выявить характеристику проблем, соизмерять их по масштабу, глубине, неотложности решения, выявить основные направления деятельности в достижении поставленных целей, отделить ближайшие практические задачи от перспективных.

Принцип адресности обуславливает необходимость строго связывать достижение определенной цели государственной кадровой политики с конкретными исполнителями. Ими могут быть как конкретные органы управления, их структурные подразделения, так и конкретные должностные лица. Для исполнителя очерчивается вполне определенный круг задач, решение которых необходимо для реализации поставленной цели.

Помимо вышеизложенных основополагающих принципов управления также следует выделить ряд принципов, включающих наиболее общие правила и рекомендации по непосредственной деятельности субъектов ГКП. К таковым можно отнести принципы:

· рационального сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации идецентрализации управления процессом реализации ГКП;

· постоянного сбора и анализа данных обстановки, оперативного реагирования на ее изменения;

· оперативного принятия (уточнения) решений;

· персональной ответственности должностных лиц за принятые решения, результаты и последствия их выполнения;

· своевременной постановки задач исполнителям и всесторонней организации обеспечения их выполнения;

· верификации(возможность проверки, проверяемость) - способ подтверждения того, что работы ведутся в соответствии с заданными требованиями;

· соответствия полномочий и ответственностии др.

В целом, все объективные принципы управления, выступая в диалектическом единстве и в рациональном сочетании, в конечном счете, должны обеспечить повышение эффективности реализации государственной кадровой политики.

 

  Принципы государственной кадровой политики - ее основные регламентирующие положения, лежащие в основе деятельности субъектов ГКП по разработке и претворению в жизнь кадровой политики государства, субъективныпо сути, поскольку формулируются людьми. Очень важно, чтобы они вытекали из объективных принципов, отражали ключевые моменты реальной кадровой действительности.  

 

Так, основными принципами принятия любых решений, в том числе и в области кадровой политики, являются: своевременность (дорога ложка к обеду), обоснованность, эффективность, оптимальность, сбалансированность (не бывает идеальных решений), простота (предполагает при прочих равных условиях из возможных вариантов решений выбирать наиболее простой). К сожалению, должностное лицо, задействованное в процессе реализации кадровой политики, может действовать и, исходя из субъективных принципов волюнтаризма (я так хочу) и личной преданности, угодничества, чего допускать никак нельзя.

Выработка, обоснование и функционирование принципов ГКП зависит от многих факторов - исторических, политических, административных, социально-экономических, научных. Особое значение имел и имеет такой фактор, как политический режим. Так, в советскую эпоху главным принципом государственной кадровой политики являлся принцип партийного руководства. В то время кадровая политика была, по сути, не государственной, а партийно-государственной. Формирование ГКП и механизм ее реализации находились в руках одной правящей партии - КПСС. Она активно использовала ГКП как мощный рычаг сохранения и упрочения своей власти и руководящей роли в обществе, для внедрения своей идеологии и методов хозяйствования.

Вместе с тем при всех своих недостатках советская ГКП с ее четко выраженными принципами имела положительные черты. Так, в то время сложилась стройная многоступенчатая система работы с управленческими кадрами - партийными, советскими, комсомольскими, профсоюзными. Особенно это касается профессиональной подготовки и переподготовки руководящих кадров. Заслуживает внимания работа с кадровым резервом - его поиск, отбор, подготовка. Следует отметить стабильность и целенаправленность государственной и партийно-комсомольской службы. Человек, придя во властные структуры и надеясь на служебную карьеру, видел перспективу - сначала административная или управленческая должность в комсомоле, затем - в советских органах, далее - партийная карьера. Не следует забывать меры контроля и стимулирования работы кадров - сочетание жесткого администрирования и поощрения. Заслуживает внимания опыт нравственного воспитания кадров - привлечение к партийной или комсомольской ответственности за совершенные проступки, общественные суды.

Особый вопрос - формулирование современных принципов кадровой политики Российской Федерации, раскрытие их содержания и их классификация. В науке существует несколько вариантов классификации принципов современной ГКП. Для классификации необходимы аргументированные критерии (основания). Традиционным является деление принципов ГКП на три группы: общие или базисные; специальные; частные.Существует и другая классификация, делящая принципы ГКП на теоретико-методологические, содержательно-функциональные, организационно-политические (управленческие) и специфические (частные)$$$См.: Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. С.223-224.%%%29^^^.

Общие, базисные (теоретико-методологические) принципы определяют сущностные черты ГКП в целом. Они характерны для всех видов профессиональной деятельности и всех сфер работы с кадрами. Это - научность, законность, реалистичность, комплексность, демократизм, системность, перспективность, единство, гуманизм, открытость игласность, принцип равных возможностей, социальная справедливость, отсутствие какой-либо дискриминации при приеме на работу, объективная оценка личностно-нравственных и профессиональных качеств работника.

Специальные принципы выражают функциональное предназначение, приоритеты, содержательные элементы государственной кадровой политики, характерные для определенных видов и сфер профессиональной деятельности. Например, к государственной службе применимы следующие специальные принципы ГКП: подчиненность целям и задачам, встающим перед госорганом в определенные периоды; соблюдение законности в сфере кадровой работы; демократизация, развитие самоуправления, расширения гласности в кадровой работе; профессионализм и компетентность кадров, совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих;учет заслуг и деловых качеств служащих в их профессиональной служебной деятельности;сочетание преемственности и периодической обновляемости кадров;правовая и социальная защищенность кадров; стимулирование служебной карьеры кадров и др.$$$Казакова Н.Д. Кадровая политика органов государственной власти в современной России как объект социологического анализа. // Вестник МГУПИ, 2012, №39 С. 48-55.%%%30^^^.

Частные принципы ГКП регулируют функционирование отдельных элементов кадровых процессов. Особенностью частных принципов ГКП является то, что они формулируются и реализуются не государством и его органами, а работодателями, но в строгом соответствии с базовыми и специальными принципами. Например, существуют частные принципы кадрового обеспечения государственного аппарата, принципы поиска и отбора работников, принципы прохождения государственной службы, принципы служебного роста, принципы профессионального развития персонала, принципы управления персоналом и др. В частности, в процессе профессионального развития персонала следует соблюдать такие частные принципы кадровой политики, как: непрерывность, регулярность, новизна, связь с практикой, целесообразность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, т.е. в данном случае происходит процесс детализации общих и специальных принципов государственной кадровой политики и их проникновения в практику кадровой работы.

Применяя общие, специальные и частные принципы ГКП на практике, государство в лице государственных органов и должностных лиц регулирует в заданном направлении кадровые процессы и отношения в стране. Следует отметить, что принципы кадровой политики органов государственной власти четко сформулированы в российском законодательстве, в частности в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В то же время надо отметить, что в условиях демократии и открытости государство не может выступать монополистом в выработке и проведении кадровой политики. Влияние государства на формирование кадров не должно сводиться к жесткой регламентации даже в том случае, когда это касается принципов. Государство призвано с помощью вышеназванных принципов регулировать эти процессы и создавать условия для того, чтобы кадровые принципы, провозглашенные государством и обществом, претворялись в жизнь.

Анализ содержания и структуры кадровых принципов показывает, что вместе они составляют единую систему - целостную, взаимодействующую и взаимозависимую. При этом общие, специальные и частные принципы ГКП соотносятся как принципы различного уровня. Система принципов кадровой политики и кадровой деятельности - не застывшее явление; она динамична и открыта для дополнений, изменений, основанных на новых реалиях.

Таким образом, принципы государственной кадровой политики - это ее основные регламентирующие положения, отражающие закономерности и тенденции развития кадровых процессов и отношений; руководящие правила, лежащие в основе деятельности субъектов ГКП по разработке и претворению в жизнь кадровой политики государства. Государственная кадровая политика изначально должна строиться на объективных принципах. Однакопринципы государственной кадровой политики культивируются далеко не везде, даже там, где они должны доминировать. Главная задача государства - через свои контролирующие органы внимательно следить за соблюдением работодателями базовых и специальных принципов ГКП и качеством их претворения в жизнь.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: