Механизмы формирования и реализации государственной кадровой политики в аспекте взаимодействия государства и бизнеса

Государственная кадровая политика представляет собой программу действий, а также сами действия по формированию, реализации и обеспечению востребованности кадрового потенциала общества. Концептуальные положения государственной кадровой политики без их претворения в жизнь остаются всего лишь декларациями, благими пожеланиями. Для того чтобы они реализовались, необходимо предложить определенные средства, методы, приемы, технологии, которые позволили бы провозглашаемое претворять в реальное и результативное действие. Для воплощения в жизнь теоретических положений о гендерных аспектах государственной кадровой политики требуются соответствующие механизмы ее реализации.

Понятие «механизм» активно употреблялось и употребляется в системе технических знаний, однако в последние годы оно все чаще вводится в оборот и в социальных науках. В общенаучном смысле механизм - это «система, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое движение других тел»$$$Российский энциклопедический словарь. Т. 1. М., 2000. С. 942.%%%53^^^.Исходя из этого, с определенной степенью допущения можно утверждать, что под механизмом в самом общем виде подразумевается некая сложная целостность, предназначенная для преобразования феномена одного вида в другой вид.

 

  Механизмы реализации государственной кадровой политики- это ее инструментальная и функциональная составляющая, сложная социальная система, предназначенная для преобразования концептуальных, теоретических идей в реальную практику формирования, развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала общества$$$Турчинов А.И, Панин И.Н., Коростылева Н.Н. Государственная кадровая политика Российской Федерации: взаимодействие государства и бизнеса по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала страны. – М.: РАГС, 2010. – 190 с. С. 48-58.%%%54^^^.  

 

Современная наука выявляет множественность подходов к определению такого феномена, как механизм реализации государственной кадровой политики$$$Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. Ч. 1. – С. 41-45%%%55^^^. Более того, до сих пор нет согласованной позиции по вопросу терминологии - механизма или механизмов реализации ГКП. По нашему мнению, возможны оба обозначенных подхода, т.е. употребление данного термина как в единственном, так и во множественном числе в зависимости от критериев и масштабов изучения проблемы.

Структурно модель механизма реализации государственной кадровой политики представляет собой целостность, состоящую из трех основных компонентов: субъект, процесс кадрового управления и объект.

1. Субъекты кадровой политики - органы и должностные лица, воздействующие на кадры.

2. Процесс кадрового управления - это технологии кадровой деятельности.

3. Объекты кадровой политики - это то, на что воздействует субъект кадровой политики. Это народ, трудовые ресурсы, кадровый потенциал, кадровый корпус, кадры, их отдельные категории и группы.

При построении модели механизмов реализации государственной кадровой политики целесообразно выделить ряд оснований. Одним из них может быть степень общности охвата явлений и процессов, характерных для кадровой сферы. Исходя из данного основания, правомочно выделить две группы механизмов: базовые механизмы и механизмы специфические.

Базовые механизмы реализации государственной кадровой политики характеризуются тем, что относятся ко всем этапам и всем сторонам процесса формирования и развития кадрового потенциала общества.

В качестве базовых механизмов реализации государственной кадровой политики выступают:

- нормативно-правовые механизмы как сложный комплекс сил, средств, ресурсов и процедур по правоустановлению, правоприменению, правопользованию, контролю и надзору, а также правосудию в кадровой сфере;

- организационные механизмы, которые представляют собой иерархическую систему государственных и негосударственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, осуществляющих в пределах предоставленных законодательством полномочий властные действия, административные процедуры по формированию, развитию и обеспечению востребованности кадрового потенциала общества;

- технологические механизмы, которые определяются как комплекс кадровых технологий, применяемых должностными лицами государственных и муниципальных органов власти, организаций, учреждений, предприятий с различной формой собственности в практике управления персоналом, кадровой работы для достижения целей государственной кадровой политики;

финансово-экономические механизмы, представляющие собой комплекс целенаправленно осуществляемых мер финансово-экономического характера, а также совокупность соответствующих ресурсов, используемых в процессе формирования, развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала общества;

- информационные механизмы, определяемые как система целенаправленно используемых в кадровой сфере источников сбора информации, ресурсов и технологий ее обработки, хранения, обмена, доведения до пользователей;

- научно-методические механизмы как совокупность учреждений и организаций, осуществляющих научное обоснование процессов определения целей, задач, приоритетов, принципов, субъектов и объектов, основных направлений государственной кадровой политики, а также методическое обеспечение применения тех или иных способов и приемов формирования, развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала общества.

Вышеперечисленные механизмы тесно взаимосвязаны между собой и взаимно обусловливают друг друга.

Специфические механизмы реализации государственной кадровой политики обусловлены особенностями процессов и объектов воздействия, которые отражают существенные признаки ряда ее характерных черт или направлений. Исходя из характера этапов реализации данной политики, правомочно вести речь о таких специфических механизмах, как механизмы формирования кадрового потенциала, механизмы развития кадрового потенциала, механизмы обеспечения востребованности кадрового потенциала общества.

Особенности объекта воздействия позволяют выделить механизмы реализации кадровой политики в системе государственного управления (прежде всего, в государственной и муниципальной службах), механизмы реализации государственной кадровой политики в хозяйствующих субъектах бюджетной сферы, механизмы реализации государственной кадровой политики на предприятиях и в организациях с негосударственной формой собственности, механизмы реализации государственной кадровой политики по отношению к отдельным социальным слоям и группам (инвалиды, молодежь, женщины, ветераны, мигранты, этнические группы и др.), которые наиболее подвержены дискриминации в кадровой сфере, механизмы реализации политики развития и обеспечения востребованности управленческого потенциала страны, механизмы реализации государственной кадровой политики в системе международных отношений.

Исходя из некоторых функционально-целевых особенностей государственной кадровой политики, выделяются: механизмы защиты личности, общества и государства от непрофессионализма; механизмы государственной защиты лиц, занятых в различных видах профессиональной деятельности.

В каждом из перечисленных специфических механизмов должно и можно, в свою очередь, увидеть отражение базовых механизмов, но их внутреннее содержание будет существенным образом разниться. Не требует доказательств тот факт, что нормативно-правовые, организационные, технологические и иные механизмы реализации государственной кадровой политики по отношению, например, к кадровому потенциалу государственного управления, при наличии определенной степени общности, будут иными, чем по отношению к кадровому потенциалу коммерческих структур. Применительно к собственному кадровому потенциалу государство использует весь арсенал имеющихся у него средств, технологий и ресурсов. В этом случае можно вести речь о более или менее жестком управлении кадровыми процессами и отношениями. Что же касается характера государственного воздействия на процессы формирования, развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала коммерческих структур, то оно, скорее всего, описывается понятием «государственное регулирование», предполагающим значительное ограничение, а порой и недопущение вмешательства государства во внутренние процессы в этих структурах. Данное обстоятельство обостряет необходимость решения проблемы взаимодействия государства и бизнеса в указанной сфере.

В настоящее время отдельные механизмы реализации государственной кадровой политики или их фрагменты существуют и реально функционируют (каким образом и насколько эффективно - это уже вопрос качества этих механизмов). Например, на относительно высоком уровне сформирована структура нормативно-правовых механизмов реализации государственной кадровой политики. Есть все основания считать, что сложились основные компоненты организационных механизмов, и практическая задача в плане их совершенствования заключается в активизации необходимой политической и административной воли, четком распределении полномочий между различными субъектами государственного управления, установлении надежной системы их взаимодействий, меры ответственности за результаты работы.

В последние годы получили определенное развитие технологические механизмы, а также, несмотря на кризис, восстанавливается отвечающий современным требованиям необходимый уровень развития финансово-экономических механизмов. В то же время наиболее слабыми звеньями в рассматриваемой модели являются механизмы информационные и научно-методические, что не позволяет обеспечить надежные основы не только реализации, но и значительно затрудняет процесс самого формирования адекватной государственной кадровой политики.

Таким образом, модель механизмов государственной кадровой политики может быть структурирована по многим основаниям и представлена как совокупность разнохарактерных ее компонентов. Основная проблема разработки модели единого механизма состоит в том, чтобы каждую из составляющих частей - механизмов реализации государственной кадровой политики - наполнить тем содержанием, которое бы соответствовало ее целям, отражало именно те условия, которые позволяли бы государству обеспечить реализацию конституционных гарантий и защиту прав каждого занимающегося профессиональным видом деятельности человека, базировалось бы на социокультурных, исторических и духовных основах, присущих России. Четкое представление о механизмах реализации кадровой политики позволяет осознанно решать проблему технологий взаимодействия государства и бизнеса в указанной сфере.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: