Основные проблемы теории воспитания

Воспитание – процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание.

Процесс воспитания – саморазвивающаяся система, единица которой – воспитательнаяситуация. В этом процессе выделяются содержательная и процессуальная стороны.

В современном понимании воспитание – взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Его результаты не так быстро обнаруживают себя, как в процессе обучения. Он более сложен, так как личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий коррекции.

Одна из особенностей воспитания – его непрерывность. Необходима система работы, направленная на определенную цель.

Структура воспитания

Первый этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.

Второй этап – формирований убеждений

Третий этап - формирование чувств.

Четвертый этап – формирование поведения (на практике сливается со всеми предыдущими).

Общие закономерности процесса воспитания:

эффективность воспитания зависит:

1. от сложившихся воспитательных отношений

2. от соответствия организации действий цели, т.е. целесообразности;

3. от соответствия социальной практике;

4. от совокупного действия объективных и субъективных факторов;

5. от интенсивности самовоспитания;

6. от эффективности развития и обучения; и т.д.

Содержание процесса воспитания

Это система знаний, убеждений, навыков, качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть воспитанник в соответствии с поставленными целями и задачами.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника и семьянина.

Основные составные части воспитания: умственное, физическое, патриотическое, правовое, трудовое, профессиональное, экологическое, нравственное и эстетическое.

Основные приннципы воспитания

1. Общественная направленность воспитания;

2. Связь воспитания с жизнью, с трудом;

3. Опора на положительное в воспитании;

4. Гуманизация воспитания;

5. Личностный подход;

6. Единство воспитательных воздействий. (координация усилий школы, семьи и общества)

Методы воспитания

Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Часть общего метода, конкретное воплощение – прием. Иногда метод определяется как система приемов и средств.

В настоящее время чаще используется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, представляющей собой единство целевой, содержательной и процессуальной сторон воспитания. Согласно этой классификации выделяется три группы методов.

1. Методы формирования сознания.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

1. Используются для формирования взглядов, понятий, убеждений. Фактически, это методы убеждения. Это методы словесно – эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, увещевание (сочетание просьбы и разъяснения), этическая беседа, диспут и метод наглядно – практического воздействия – пример.

2. Основной метод – упражнение. В результате вырабатываются выдержка, самоконтроль, организованность, дисциплина, культура общения. Другой метод – требование. Может быть прямое (императив) и косвенное (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.). Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Применяется, когда нужно быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Поручение

3. Традиционные методы – поощрение и наказание. В ХХ веке– соревнование, в последнее время – субъективно – прагматический метод


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: