Воспитание – процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание.
Процесс воспитания – саморазвивающаяся система, единица которой – воспитательнаяситуация. В этом процессе выделяются содержательная и процессуальная стороны.
В современном понимании воспитание – взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Его результаты не так быстро обнаруживают себя, как в процессе обучения. Он более сложен, так как личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий коррекции.
Одна из особенностей воспитания – его непрерывность. Необходима система работы, направленная на определенную цель.
Структура воспитания
Первый этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.
Второй этап – формирований убеждений
Третий этап - формирование чувств.
Четвертый этап – формирование поведения (на практике сливается со всеми предыдущими).
|
|
Общие закономерности процесса воспитания:
эффективность воспитания зависит:
1. от сложившихся воспитательных отношений
2. от соответствия организации действий цели, т.е. целесообразности;
3. от соответствия социальной практике;
4. от совокупного действия объективных и субъективных факторов;
5. от интенсивности самовоспитания;
6. от эффективности развития и обучения; и т.д.
Содержание процесса воспитания
Это система знаний, убеждений, навыков, качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть воспитанник в соответствии с поставленными целями и задачами.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника и семьянина.
Основные составные части воспитания: умственное, физическое, патриотическое, правовое, трудовое, профессиональное, экологическое, нравственное и эстетическое.
Основные приннципы воспитания
1. Общественная направленность воспитания;
2. Связь воспитания с жизнью, с трудом;
3. Опора на положительное в воспитании;
4. Гуманизация воспитания;
5. Личностный подход;
6. Единство воспитательных воздействий. (координация усилий школы, семьи и общества)
Методы воспитания
Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Часть общего метода, конкретное воплощение – прием. Иногда метод определяется как система приемов и средств.
В настоящее время чаще используется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, представляющей собой единство целевой, содержательной и процессуальной сторон воспитания. Согласно этой классификации выделяется три группы методов.
|
|
1. Методы формирования сознания.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
1. Используются для формирования взглядов, понятий, убеждений. Фактически, это методы убеждения. Это методы словесно – эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, увещевание (сочетание просьбы и разъяснения), этическая беседа, диспут и метод наглядно – практического воздействия – пример.
2. Основной метод – упражнение. В результате вырабатываются выдержка, самоконтроль, организованность, дисциплина, культура общения. Другой метод – требование. Может быть прямое (императив) и косвенное (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.). Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Применяется, когда нужно быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Поручение
3. Традиционные методы – поощрение и наказание. В ХХ веке– соревнование, в последнее время – субъективно – прагматический метод