Основные проблемы дидактики (теории обучения)

Сущность процесса обучения, его цели и задачи

Процесс обучения – одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса.

Он включает два компонента – преподавание и учение. Преподавание рассматривается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. В последнее время в понятие обучения включается и деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, совместная деятельность учителя и учащихся.

Таким образом, дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого. Первоначально обучаемый выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная внешняя и развернутая деятельность становится внутренней и свернутой деятельностью самого обучаемого.

В широком смысле учение – любое изменение в поведении, основанное на опыте и переработке поступившей информации.

Обучение – это управляемое стимулами, адаптированное изменение поведения, имеющее задачу сохранения индивида и вида.

Звенья дидактического процесса: стимул – восприятие – осознание – закрепление – применение – анализ / контроль.

Цели обучения: развитие самостоятельной, культурной, нравственной личности, осознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Главные задачи: - удовлетворение национально – культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

- обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;

- формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в выполнении заданий;

- выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, участия в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Методы обучения

Методыобучения – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Рассказ словесный метод устного изложения. Ведущая функция – обучающая, сопутствующие – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно – коррекционная.

Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого, эмоционального преподнесения знаний. Применяется, прежде всего, в младших классах, в школе и третьей ступени используется реже.

Беседа – наиболее старый метод дидактической работы. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Она максимально активизирует мышление, служит хорошим средством диагностики усвоенных знаний, создает условия для оперативного управления процессом познания, велика и ее воспитательная роль. По форме может быть дедуктивной и индуктивной.

Вводная беседа – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли представляют, что и как нужно делать.

Беседа – сообщение – новых знаний.

Синтезирующая или закрепляющая беседа.

Контрольно – коррекционная беседа.

Лекция – метод словесного изложения, который отличается 1. - более строгой структурой, 2. – логикой изложения учебного материала. 3. – обилием сообщаемой информации, 4 – системным характером освещения знаний.

Учебная дискуссия - обмен взглядами по конкретной проблеме. Главная функция – стимулирование познавательного интереса.

Работа с книгой - в зависимости от целей имеет ряд модификаций.

Демонстрация – наглядно чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Следует отличать от простого показа.

Иллюстрация – показ предметов и явлений в их символьном изображении, в виде плакатов, карт, портретов, фотографий и т.п.

Видеометод

Упражнения – планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Лабораторный метод – основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися. Особенно эффективен проблемный, исследовательский метод.

Практический метод - применение полученных знаний к решению практических задач.

Познавательные игры – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Методы программированного обучения: предъявление информации, выполнение программированных заданий, контроль и коррекция.

Обучающий контроль - выделяют устный (индивидуальный и фронтальный контроль), письменный, лабораторный, машинный (программированный), тестовый, самоконтроль.

Ситуационный метод -когда не подходит ни один из имеющихся методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: