Проблемы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания

Языкознание как наука.

Языкознание относят к числу общественных наук. К изучению языка возможны 2 подхода: синхронный (изучение языка в какой-то определённый период времени, при этом учитывается зависимость отдельных элементов языка, но не учитывается их историческое изменение, может применяться как в настоящем, так и в прошлом), диахронный (рассматривает отдельные явления с учётом их изменения во времени). Теоретически мы чаще встречаемся с синхронным подходом, но при изучении языка должны учитывать диахронный подход. Разрыв подходов - ошибка многих зарубежных ученых, современное языкознание предполагает учёт обоих подходов и не допускает разрыва.

Язык – сложное явление, многоаспектная наука, язык делится на ОБЩЕЕ(обобщает данные по всем языкам, определяет природу языка, устанавливает аспекты науки о языке, создаёт классификацию языков, разрабатывает методику лингвистического анализа), ЧАСТНОЕ (наука об отдельном языке, нельзя смешивать частное практическое языкознание с практическим знанием языка, можно прекрасно владеть языком, но не знать теорию), ПРИКЛАДНОЕ(применение лингвистических знаний к практической деятельности; практическая деятельность - преподавание родного и иностранных языков, создание письменности для бесписьменных народов, перевода, машинный перевод, проблематика радио и телекомпаний), ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ (изучает теорию и строй того или иного языка).

В зависимости от того какой аспект изучается можно говорит о существовании ряда лингвистический дисциплин.

Все эти дисциплины делятся на 2 большие группы, которые принято называть внешней и внутренней лингвистикой (предложил поделить Ферденанд де Соссюр).

Внешняя лингвистика включает:

· Социолингвистику (изучает социальную природу языка)

· Психолингвистику (изучает механизмы порождения и восприятия речи)

· Этнолингвистику (изучает язык и культуру)

· Ариальная лингвистика (описывает диалекты языка)

Все эти дисциплины объединяет то, что язык изучается в его связи с внешними вне языковыми факторами, т.е. то как складывается и развивается язык во многом зависит от географических, исторических, культурных и экономических обстоятельств жизни народа.

Разделы языкознания, которые изучают структуру самого языка, строение его единиц отношения между этими единицами составляют внутреннюю лингвистику.

С позиции внутренней лингвистики можно изучать языковой строй языка, его грамматику и словообразование.

С именем де Соссюра связано так же деление: синхроническское и диахроническое языкознание.

2 подхода:

· Можно изучать язык как совокупность одновременно, синхронно сосуществующих единиц, т.е. так как видит коллектив развития языка в определенный момент времени.

· Если же рассматривать язык с исторической точки зрения на протяжении некоторого времени – это диахромный подход

Эти подходы тесно связаны друг с другом, и их нельзя резко разграничивать. И чтобы получить полную картину о языковом факте нужно использовать оба подхода.

Языкознание может быть:

· Описательным (описание какого-либо одного языка)

· Сопоставительным (сопоставление фактов нескольких языков)

В зависимости от цели исследования все дисциплины делятся на:

· Теоретические (цель – описать свойства самого языка, его строение и функционирование)

· Прикладные (цель – занимается разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка; пример – создание письменности, искусственных языков, машинного перевода)

Проблемы общего языкознания:

1. Проблемы природы и сущности языка(является ли язык общим или биологическим явлением).

2. Связана с исследованием структуры языка(рассматривается звуковая сторона языка, словарный состав языка, грамматический строй языка).

3. Рассматривает язык как систему (язык представляет собой закономерно согласованное единство, где каждая единица связана со многими другими частями и единицами).

4. Рассматривает вопросы развития языка, связанные с развитием человеческого количества).

5. Рассматривает возникновение и развитие письма.

6. Занимается классификацией языков.

7. Связана с методами исследования.

8. Связана с применением научных знаний о языке к решению практических задач.

9. Рассматривает связи языкознания с другими науками.

Связь языкознания с другими науками:

1. С философией (философия является методологической базой языкознания, языкознание опирается на философскую базу: материалистическую и идеалистическую, а это сказывается на общем понимании языка).

2. Единство языка и мышления определяет связь с логикой, которая изучает законы мышления и формы мысли, было даже особое направление - логическая грамматика. Современноеязыкознание стремится разграничить логические и языковые явления.

3. Т.к. язык существует в обществе, то языкознание связано с социологией (наукой об обществе, его строении и развитии), связь с социологией привела к возникновению особой дисциплины - социолингвистики, кот изучает связь языка с обществом и особенности функционирования языка в различные периоды жизни общества.

4. Язык связан с историей народа, поэтому связь с историческими науками, знание исторических условий развития народов позволяет понять особенности отдельных языков.

5. Языкознание связано с этнографией, которая изучает быт, верования, культуру разных народов.

6. Языкознание имеет тесную связь с антропологией, наукой о биологической природе человека, его развитии и происхождении.

7. Языкознание связано с психологией. Выделяется особая дисциплина психолингвистика, которая изучает речевую деятельность человека.

8. Язык является знаковой системой, поэтому связь с семиотикой (наукой о знаках, которая изучает любые знаковые системы: как простые, так и сложные). Дляязыкознание важны общие положения семиотики о знаках и принципах зашифрованных текстов, дешифровки.

9. Тесные связи сложились с литературоведением. По традиции литературоведение и лингвистические науки объединились в филологические науки, т.е. науки о слове.

10. Особенно тесная связь языкознания со стилистикой (использование средств языка в литературе, публицистике.

11. Языкознание связано с математикой. Применение методов математической статистики позволяет определить частотность употребления элементов в речи. В 20 веке возникла особая дисциплина «математическая лингвистика», она применяет к языковым явлениям математические методы.

12. Языкознание связано с кибернетикой, её данные используются в машинном переводе.

13. Медицина: логопеды, дефектологи, психологи, психиатры.

Основные разделы языкознания

· Казанская лингвистическая школа
основоположник – Бодуэн де Куртенэ
Крушевский, Богородитский
академик щерба, Поливан
занималась разработкой теории фонемы и разграничила теоретическую и прикладную лингвистику

· Московская лингвистическая школа – основана Фортунатовым
последователи: Ушаков, Шахматов, Пешковский
исследовала индоевропейскую фонетику и историю русского языка

· Женевская лингвистическая школа – основана де Соссюром
ученики: Шарль Балли, Антуан Мейе, Эмиль Бенвенист
разграничивали лингвистику языка и лингвистические речи, большое внимание уделяли изучению языковых отношений
впервые они разграничили речь и язык (де Соссюр)

· Парижский лингвистический кружок (ПЛК)=функциональная лингвистика – возник в 1926, основоположник Вильям Матезиус
школа чешская(Скаличка,Трнка) и русская (Трубецкой – учения о фонеме; Якобсон)
уделяли внимание теории функции

· Копенгагенский кружок (Датская лингвистическая школа) – основоположник – Луи Ельмслев
создали свою науку – глоссемантику
использовали логико-математическое моделирование
формальное отношение к теории языка

· Йельская лингвистическая школа американского языкознания
дескриптивная лингвистика (американская) todescribe
главная задача – создание методики описания языков единиц
носила чисто практический характер

· Парижская, Датская, Йельская – составляют одно направление в лингвистике – структурализм

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: