Методы изучения и описания языковых единиц

В строго научном смысле слово «метод» обозначает путь познания и истолкования явлений в той или иной науке.
Методы изучения языкового материала на протяжении истории менялись, на первых порах языкознание было частью философии или филологии, не имело своих методов.
Затем языкознание выделилось в отдельную науку и развивало свои методы исследования.
В 19 веке особое значение приобрел сравнительно-исторический метод. Он дал возможность научно классифицировать языки мира и выявить общее или различное в разных группах языков. Этот метод успешно применяется и сегодня при изучении родственных языков.
Для изучения неродственных языков используется сопоставительный метод. Широкое применение в 20 веке получил описательный (дескрептивный) метод. Он используется при описании языков, составлении словарей, при составлении описательных грамматик, на его основе написаны различные толковые словари.
Из описательного метода выделился т. н. структурный метод, который основан на подходе к языку как к единой цельной структуре. Этот метод рассматривает связи между частями и элементами языка. В языкознании используются методы других наук: математики, физики, географии.

В основе статистического (количественного) метода лежат данные математики; с его помощью мы определям специфику определенных элементов.
В последнее время (20 в.) появляются экспериментальные методы; они широко применяются в фонетике, при изучении звучаний речи, передачи ее на расстояние, в ТВ, в машинном переводе.

При изучения территориального распространения языков и диалектов применяется картографирование и использовался лингво-географический метод.

 

Ни один из перечисленных методов не является универсальным, поэтому языкознание применяет сразу несколько методов при изучении того или иного языкового факта.

 







Язык как общественное явление

Существует несколько точек зрения: язык как биологическое, психическое и общественное (социальное) явление.

• Биологическое явление.

Сторонники говорят: язык заложен в самом биолгическом существовании, и он наследуется.

Известно, что ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающей среды. Они прибегают к детскому языку (все дети говорят одинаково, из детского лепета появилась речь)

У человека нет особых биологических природных органов речи. Для речи используются органы языка, обоняния, вкуса, приема и переработки пищи.

• Психическое явление

Язык является выражением духа божьего, т. е. каждому человеку бог дал свой язык.

• Общественное явление.

Язык зарождается в коллективе. Речь — продукт коллектива, существует только в коллективе.

Именно этой своей главной функцией язык отличается от других общественных явлений.

Язык — общественное явление.

Язык — это система словесных и других звуковых средств, которые служат для передачи мысли и выражения чувств, для общения людей друг с другом.

 

 

Язык – это общественное явление. Другие считают, что это психическое явление (социальное) и биологическое явление.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. Язык заложен в самом биологическом существе человека и наследуется человеком (ребёнок начинает говорить на языке окружающей среды, а взрослый человек может забыть свой родной язык и начать говорить на языке окружающей среды). Сторонники биологической теории отожествляют языковые и расовые признаки. Также берут на помощь детский язык-все дети начинают говорить одинаково, язык произошёл из детского лепета. Первые звуки и звуковые сочетания, которые произносят дети, похожи в разных языках, т.к. эти сочетания легче произнести необладающим речевым аппаратом ребёнку. Как только сочетания связываются со смыслом, те превращаются в слова, становится очевидной разница между ними. Говоря о характере языка важно заметить, что у человека нет особых биологических природных органов, тех, которые служили только бы для речи: дыхания, обоняния, язык. Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают они по-разному.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. Этот взгляд противоречит данным науки. Если бы язык был выражением духа, то он возникал бы и развивался у каждого человека в отдельности. Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. Язык-важнейшее средство человеческого общения. Без языка люди не могли бы общаться, а без общения не могло бы существовать человеческое общество. Язык возникает и существует только в коллективе, речь-продукт коллектива. Возникая в коллективе, язык и существует только в коллективе. Этой функцией язык отличается от других общественных явлений, от науки, от техники и т.д.

Язык-система словесных и других звуковых средств, которые служат для передачи мыслей и выражения чувств, для общения людей друг с другом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: