Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова

Изучением слова занимается лексикология. В слове можно выделить звуковую, грамматическую и лексическую сторону. Все 3 стороны существуют в единстве. Слово не может существовать вне материального оформления и вне грамматики. До сих пор не дано полного определения, что такое слово. При определении слова мы должны учитывать разные признаки. С фонетической стороны слово характеризует фонетическаяоформленность. С грамматической стороны слово характеризуется относительной самостоятельностью и единооформленностью. Каждое слово принадлежит к какой-нибудь части речи. С семантической точки зрения слову присуще определенное лексическое значение. Слову свойственна номинативность- способность называть определённые предметы, признаки. Важным признаком слова является воспроизводимость, т е слово постоянно существует в языке и воспроизводится только в момент речи. Слово никогда не возникает заново, как словосочетание, при определении слова мы учитываем его место в структуре языка, его отличие от предложения и морфемы, его самостоятельность и знаковый характер слова. Слово- значимая, самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация. Лексическое значение слова-его содержание. Оно устанавливается нашим мышлением, соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом, лексическое значение слова индивидуально. Оно остаётся одним и тем же во всех грамматических формах слова. Оно выражено в слове непосредственно.

 

Слово и предмет

Все слова в языке имеют определенное значение. Значение слова раскрывается через его предметную соотнесенность, понятийную и лингвистическую.

Предметная соотнесенность - соотношение слова с определенным предметом, признаком или действием.

Не все слова обладают номинативной функцией. В полной мере она свойственна существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Местоимения может назвать, но их способность называть носит ситуативный характер, потому что может называть разные предметы. Номинативной функцией не обладают числительные. Но они могут приобрести эту функцию, когда сближаются с существительным (А.Блок «12»). Номинативная функция не свойственна также междометиям.

Между словом и предметом нет прямой непосредственной связи: 1) один и тот же предмет в разных языках назван разными словами; 2) в одном и том же языке один и то же предмет иногда называют по-разному; 3) в процессе развития языка предметы могут менять свое название (ветрило – парус); 4) если бы названия были прямосвязаны с предметами, то нельзя было бы объяснить, как они стали известны людям.

Но связь между предметом и названием существует в какой-то мере. Название предмета дается человеком, и оно не заложено в самом предмете. Название дается на основании какого-нибудь характерного признака предмета, а выбор признака, положенного в основу, случаен, произволен и различен в разных коллективах. Это объясняет наличие в разных языках не только звучащих по-разному названий от одного и того же предмета, но и разных оснований для появления соответствующего названия (медведь – ест мед).

Но если название возникло, оно становится обязательным для всех говорящих на данном языке. И оно не может быть произвольно изменено.

Вывод: между словами и предметом существует опосредованная связь.

 

Слово и понятие

Понятие – это единица мышления, отображающая общие и существенные признаки предметов и действий.

Понятие имеет общечеловеческий характер. Но реализуются они в словах, имеющих национальных характер. Понятие не может существовать, не будучи выраженным в слове. Однако, не все слова выражают понятие. Не могут выражать понятие местоимения, междометия. Местоимения получают способность выражать понятие иногда, при переходе в существительное. Числительные выражают количественные понятия, а служебные слова – грамматические. Не выражают понятия некоторые существительные, а именно – имена собственные. Но собственные имена, переходя в нарицательные, приобретают способность выражать понятия.

Значение слова беднее содержания соответствующего понятия. Различают формальные и содержательные понятия.

Содержательное понятие охватывает всю сумму знаний человека о данном предмете. Содержательные понятия различны у разных людей в зависимости от уровня образования и характера занятий. А формальные одинаковы для всех членов данной языковой общности.

Формальные понятия дают минимум наиболее общих и наиболее характерных признаков, которые необходимы для распознания предметов. Формальные понятия являются частью содержательного понятия. Но они вполне достаточны, чтобы связать понятие с действительностью. И они достаточны для языковой практики. В слове получает появление лишь часть понятия, общая для всех носителей данного языка. Но в то же время значение слова шире содержательного понятия, оно включает в себя дополнительные элементы. На основное значение слова могут накладываться дополнительные оттенки. В слове может быть выражено иногда несколько понятий.

Одно и то же понятие может быть выражено разными словами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: