Состояние нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения реорганизации автотранспортной системы
В декабре 2008 года в Москве состоялось заседание Совета ассоциаций. На этом заседании с информацией "О состоянии обеспечения автотранспортной отрасли законодательно-правовой и нормативно-технической документацией и предложениями по решению этой проблемы" выступил заместитель директора НИИ автотранспорта г-н Рошаль Л.Я.
Система нормативных документов автотранспортной отрасли - это совокупность нормативно-правовых (НПД), нормативно-технических (НТД) и методических (МД) документов, относящихся к этой отрасли.
НПД определяют правовые отношения и устанавливают права, обязанности и нормы ответственности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на автотранспорте.
НТД и МД устанавливают правила общие принципы или характеристики, касающиеся отдельных видов деятельности или их результатов.
К НПД относятся:
1) Законы Российской Федерации и Законы субъектов Российской Федерации (например, "Закон о безопасности дорожного движения");
2) Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации;
3) ведомственные нормативные акты центральных органов исполнительной власти (Минтранса РФ и других министерств и ведомств), подлежащие регистрации в Министерстве Юстиции России:
- затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации;
- имеющие межведомственный характер;
- регулирующие в установленном порядке отношения центральных органов Федеральной власти с подведомственными предприятиями, организациями, учреждениями, либо затрагивающие права или обязанности их работников.
Ведомственные нормативные акты, подлежащие регистрации в Министерстве Юстиции России, издаются во исполнение решений высших органов государственной власти и управления по их поручению, а также по инициативе центральных органов Федеральной исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Они издаются в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний.
4) международные договоры Российской Федерации в области автотранспорта;
5) нормативно-правовые акты СССР и РСФСР, продолжающие действовать на территории Российской Федерации.
НТД и МД как правило, не содержат правовых норм и не подлежат регистрации в Министерстве Юстиции России. К ним относятся:
1) международные стандарты (Правила ЕЭК ООН);
2) межгосударственные стандарты (ГОСТ Р);
3) государственные стандарты (ГОСТ);
4) отраслевые стандарты (ОСТ);
5) стандарты предприятий;
6) правила;
7) требования;
8) нормы;
9) технические условия (ТУ);
10) методики;
11) рекомендации;
12) руководящие технические материалы (РТМ);
13) методические указания;
14) Положения о техническом обслуживании и ремонте;
15) технологии и руководства по ремонту;
16) инструкции.
Требования НТД и МД могут быть обязательными (например, по безопасности и защите окружающей среды) и рекомендательными. Это устанавливают сами предприятия или договора между организациями.
Состояние обеспеченности этими документами по данным заместителя директора НИИ автотранспорта применительно к новым экономическим условиям следующее:
- всего необходимо для нормальной работы автотранспортной отрасли 750 нормативных документов,
- президентом, Госдумой и Правительством РФ должно быть утверждено 49 НПД,
- Минтрансом России должно быть утверждено 146 ведомственных НПД, а также 526 НТД и МД,
- других документов надлежит иметь 29.
Из существующих документов:
- могут быть приняты без изменений только 279 (37%);
- подлежит аннулированию - 72 (10%);
- подлежит переработке - 151 (20%);
- требуется разработать вновь - 245 (33%).
Таким образом, для обеспечения нормальной работы автотранспортной отрасли необходимо пересмотреть и разработать вновь более половины всех необходимых нормативных документов, на что потребуется немало времени и сил.
Вероятная структура регионального управления технической эксплуатацией автомобилей
Объективной тенденцией совершенствования управления транспортной системой должны быть децентрализация и делегирование властных и управленческих функций центра регионам. При этом, однако, центральные органы управления транспортом должны всегда сохранять за собой инициативу в подготовке изменений в системе управления и принятия окончательных решений принципиального характера, а также постоянно контролировать состояние транспортной системы.
Существующая система управления транспортной деятельностью в большинстве регионов России не соответствует новым политическим, экономическим и социальным условиям, не учитывает повышения самостоятельности территорий. Появилась объективная необходимость ее коренного изменения.
Структура органов управления транспортом региона, соответствующая распространенной мировой практике, может включать в себя:
- органы транспортной администрации (департамент или комитет транспорта), региональные отделения Российской транспортной инспекции (РТИ), органы государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и другие надзорные и контролирующие органы;
- неадминистративные хозяйственно-финансовые органы и предприятия, осуществляющие от имени транспортной администрации функции финансовой и материально-технической поддержки транспортной системы региона (служба единого заказчика транспортных услуг, специализированные производственные ассоциации, фонды, транспортные банки, консорциумы). Так, служба единого заказчика должна заниматься, например, распределением в интересах населения дотаций и материальных ресурсов между предприятиями общественного транспорта и контролировать исполнение ими своих договорных обязательств по количеству и качеству предоставляемых транспортных услуг;
- координационные органы (советы по транспорту, рабочие группы и комиссии) и общественные организации (например, ассоциация транспортников и т.п.), осуществляющие подготовку и предварительное обсуждение важнейших решений в области развития транспортной системы региона, принимаемых в дальнейшем транспортной администрацией.
Возможная структура региональной транспортной администрации приведена на рис. 1.
Регионам могут делегироваться следующие функции центральных органов управления транспортной системой:
- распределение централизованных финансовых и материальных ресурсов, направляемых для поддержки транспортных предприятий;
- разработка и контроль уровня тарифов на местные перевозки;
- участие в выдаче лицензий на транспортные виды деятельности, в том числе установление для транспортных предприятий региона дополнительных условий;
- управление объектами и предприятиями федеральной формы собственности и т.д.
Таким образом, транспортная политика, проводимая в настоящее время на федеральном уровне, направлена на широкое делегирование полномочий регионам.