В.Гёте. «Ночная песня странника»

(пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)

 

Ночная песня странника Над всеми вершинами Тишина... Во всех макушках Ты не ощутишь Почти никакого дуновения. Птички молчат в лесу, Подожди только; скоро Отдохнешь и ты. Гете (подстрочный перевод)   Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного – Отдохнешь и ты! Лермонтов Ночная песня странника На всех вершинах – Покой. В листве, в долинах Ни одной Не вздрогнет черты... Птицы дремлют в молчании бора. Подожди только: скоро Уснёшь и ты! Брюсов

Заполните таблицу

  Подстрочный перевод стихотворения Гете Перевод Лермонтова Перевод Брюсова
1. Можно ли точно определить место и время действия?      
2. Выделите основные образы, созданные поэтом.      
3. Выпишите изобразительные средства, которые использовал поэт: эпитеты, метафоры, олицетворение      
4. Каково общее настроение стихотворения?      
5. Определите смысл последней строки.      

Сделайте выводы:

1. Какой поэтический перевод наиболее близок к оригиналу?

2. Как меняется смысл стихотворения в зависимости от перевода?

3. Почему переводчики отступают от авторского текста?

Лексическая работа. Найди в словаре и выпиши значения слов:

Контраст -

Ирония -

Аллегория -

Работа с учебником. Опираясь на текст статьи учебника (с.60), ответьте на вопрос: Почему слово «сосна» в своем переводе Ф.И.Тютчев и Ап.Н.Майков заменили на «кедр»? Подумай, почему М.Ю.Лермонтов оставил слово «сосна»?

Анализ поэтического текста. Проанализируй разные переводы текста стихотворения Г.Гейне.

ИЗ ГЕЙНЕ На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой - В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. Лермонтов С чужой стороны На севере мрачном, на дикой скале ‎Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, ‎И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму всё снится ему, ‎Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму ‎Стоит и цветёт, одинока… Тютчев 1826 ***   Инеем снежным, как ризой, покрыт, Кедр одинокий в пустыне стоит. Дремлет, могучий, под песнями вьюги, Дремлет и видит — на пламенном юге Стройная пальма растёт и, с тоской, Смотрит на север его ледяной.   Майков <1866>  
  • Какие слова используют поэты, описывая север? Каким вам представляется первый герой?
  • Каков сон героев? Что им чудится? Найдите в переводах различия в описании юга? Какие прилагательные используются для характеристики пальмы?
  • В отличие от Тютчева и Майкова, Лермонтов избегает в своем стихотворении слова «пламенный». Почему?
  • Каково настроение каждого из произведений?
  • В чем аллегорический смысл стихотворений?
  • Определите тему каждого стихотворения. Какое из стихотворений, на ваш взгляд, звучит наиболее трагично? Аргументируйте свой выбор.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; наизусть по желанию ученика.

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель гимназии №1 г.Углич

Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Цель: - показать нравственную силу Герасима; раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Часто рассказ И.С.Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.

II. Индивидуальное задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: