Подведение итогов, награждение

Хозяйка:

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

За огонь соревнованья,

Созидательный успех.

Хозяин:

Вот настал момент прощанья.

Будет кратка наша речь.

Говорим мы: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Вручение подарков, изготовленных руками детей, авторам учебника.

Общение с авторами, фотографирование.

Пословицы о каше

1. Щи да каша – кормильцы наши.

2. Быть бы хлебу, а каша будет.

3. Горе наше – гречневая каша, есть не хочется – покинуть жаль.

4. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

5. Без каши не помрёшь, а без хлеба не проживёшь.

6. Один и у каши сирота.

7. С ним каши не сваришь.

8. Сам кашу заварил – сам и расхлёбывай.

9. Щи да каша – пища наша.

10. Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

11. Без каши и обед не в обед.

12. Хороша каша, да в чужой печи стоит.

13 Кашу маслом не испортишь.

14. Гречневая каша – матушка наша.

15. Каши не – щей больше лей.

16. Хороша кашка, да мала чашка.

17. Густая каша семьи не прогонит.

18. Не наша еда орехи – каша - наша еда.

19. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

20. Каша – мать наша, а хлеб - кормилец.

21. Каша-то густа, да чашка-то пуста.

22. Кашевар живёт сытее князя.

23. Кашу свари, да ещё и в рот положи.

24. Русского мужика без каши не накормишь.

25. Любо брюху, что глаза кашу видят.

26. Сыт татарин, коли каши не ест.

27. Мать наша – гречневая каша: не перцу чета - не прорвёт живота.

28. Где щи да каша, там и место наше.

29. Молод – кости гложи, стар кашу ешь.

30. Кашка на ложки, а молодец на ножки.

31. Без кашки-то что-то зябнется.



По страницам учебника литературы

(внеклассное занятие по литературе)

Устный журнал

Цель: в творческой формеповторить иобобщить знания по литературе за 1 полугодие 5 класса; представить творческие работы учащихся к произведениям.

Аннотация: занятие готовилизаранее; класс был разделён на группы, каждая готовила свою «страницу журнала»; подготовлены индивидуальные задания.

Ход занятия:

Страница 1. «Фольклор»

Фольклор – это устное народное творчество. Создаётся оно не одним человеком, а всем народом. Слово «фольклор» происходит от английских слов folk – «народ» и lore – «мудрость», т.е. народная мудрость. Как маленькие пчёлы создают удивительные по архитектуре восковые соты и собирают душистый мёд, так и народ по крупицам накапливает поэтическое слово и мудрую мысль, отливая их в совершенные творения.

Многие произведения народного творчества дошли до нас благодаря людям, которые их собирали и записывали. Среди них знаменитые фольклористы Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) и Буслаев Фёдор Иванович (1818–1897). Они заложили основу науки, которая изучает фольклор, - фольклористики.

К жанрам фольклора относятся:

· былины

· сказки

· легенды

· песни

· анекдоты

· загадки

· пословицы и поговорки

· потешки

· заклички

Страница 2. «Пословицы и поговорки»

1) Пословица – это краткое изречение, в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или даётся им оценка. Поговорка придаёт речи выразительность, она делает её красочной и точной.

По содержанию пословицы бывают разные. Одни сохраняют память о важном для народа историческом событии. Например, пословица «Голодный француз и вороне рад» напоминает нам о наполеоновском нашествии, о войне русских с французами.

Другие пословицы дают оценку жизненным явлениям, говорят, что справедливо, а что нет, что правильно и что неправильно. Например, «Чья земля, того и хлеб» или «Один с сошкой, а семеро с ложкой».

Третьи пословицы нас поучают: «Век живи – век учись», «Терпенье и труд всё перетрут».

Четвёртые нас предупреждают: «Береги одежду снову, а здоровье и честь - смолоду».

2) Устав школы – законы и правила порядка, права и обязанности учащихся. Из предложенных пословиц мы составили новый Устав школы:

Раздел первый – «Учёба»:

1. Грамоте учиться – всегда пригодится.

2. Голова от книги умнеет.

3. В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.

4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

5. Работа и труд всё перетрут.

Раздел второй – «Поведение и отношение к другим»:

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

3. Поспешишь – людей насмешишь.

4. Семь раз отмерь – один отрежь.

5. Легко чужими руками жар загребать.

3) Мы выполняли творческое задание – составить рассказ или сказку по пословице. Вот что у меня получилось (ученик читает свой рассказ по пословице).

Страница 3. «Загадки»

1) Загадка – это краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку. Загадка появилась вместе с человеком. Это – древнейший способ познания мира. Наблюдая мир, человек замечал, как много похожего и непохожего в нём. Владимир Иванович Даль, известный учёный и автор словаря, писал, что загадка предлагается для разгадки. И действительно, в разные времена загадки служили способом испытания человека, частью ритуала (например, свадьбы), проверкой ума и сообразительности.

Мы подготовили вот такие книжки-малышки, в которые включили разные загадки. (Показать).

2) Конкурс загадок.

Страница 4. «Сказки»

1) Презентация «Что такое сказка» (индивидуальное задание).

2) Инсценировка сказки «Лиса и тетерев» – стр.25 учебника.

3) А теперь – авторская сказка. Отличие авторской сказки от фольклорной (народной) – это то, что авторская сказка сочиняется и записывается одним или несколькими писателями, т.е. имеет автора. Вот они – писатели-сказочники (презентация):

· Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837)

· Жуковский Василий Андреевич

· Шарль Перро

· Братья Гримм

· Эрнест Амадей Гофман

· Шварц Евгений Львович (1896–1958)

· Ганс Христиан Андерсен

· Бажов Павел Петрович (1879–1950)

· Ершов Пётр Павлович (1815–1869)

· Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859)

4) В 5 классе мы читали и обсуждали сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - рисунки представлены на выставке.

А сейчас – монолог царевны перед зеркалом (читает победитель классного конкурса чтецов).

5) Евгений Львович Шварц – известный писатель и драматург – создал для детей замечательную пьесу-сказку «Два клёна». Вот как ребята написали, о чём эта сказка:

· «Это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пощли их спасать»;

· это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»;

· это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве.

Инсценировка первого эпизода сказки – диалог двух братьев-клёнов.

Вот так за непослушание злая и завистливая Баба-Яга превратила двух братьев в клёны. Помочь им может, конечно, самый близкий человек – это мама, Василиса-работница. А пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей, помогли жизненные правила Василисы(цитаты из текста) – чтение по цепочке (группа ребят)

· «А что если с лаской подойти?»

· «Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».

· «Работа меня от всех бед спасла».

· «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».

· «Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».

· «Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».

А вот и сама Баба-Яга и её жизненные правила(цитаты из текста) – чтение-инсценировка (группа ребят).

· «Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».

· «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».

· «Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».

· «Совести у меня нет и не было».

· «Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».

· «Я, умница, больше люблю в спину бить».

· «Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».

· «Я терпеть не могу, когда люди радуются».

- Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, смекалки и трудолюбия.

- Жизненный урок для нас: «Кто из дому без толку сбежал – не растёт и не умнеет» (цитата из текста).

Рисунки к этой сказке также представлены на выставке.

6) В этом году мы прочитали ещё одну очень интересную сказку зарубежного писателя Амадея Гофмана - «Щелкунчик и Мышиный Король». На итоговом уроке провели ролевую игру «Создаём фильм». Ребята были разделены на группы: режиссёры, сценаристы и художники. И сейчас представляем вашему вниманию рисованный фильм по сказке (группа сценаристов прочитывает титры иллюстраций сказки).

На нашей выставке – герои сказки: бесстрашный Щелкунчик и Мышильда, сделанные учеником вместе с мамой.

Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок-праздник! Я уверена, что вы и сами получили большое удовольствие, и порадовали ваших мам и бабушек, которые пришли сегодня к нам в гости. У меня к вам вопрос: какое из прочитанных на сегодняшний момент произведений вам понравилось или запомнилось больше всего? Чем?

Спасибо всем за работу! Открытий и хороших знаний вам, ребята!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: