Хозяйка:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
За огонь соревнованья,
Созидательный успех.
Хозяин:
Вот настал момент прощанья.
Будет кратка наша речь.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Вручение подарков, изготовленных руками детей, авторам учебника.
Общение с авторами, фотографирование.
Пословицы о каше
1. Щи да каша – кормильцы наши.
2. Быть бы хлебу, а каша будет.
3. Горе наше – гречневая каша, есть не хочется – покинуть жаль.
4. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
5. Без каши не помрёшь, а без хлеба не проживёшь.
6. Один и у каши сирота.
7. С ним каши не сваришь.
8. Сам кашу заварил – сам и расхлёбывай.
9. Щи да каша – пища наша.
10. Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
11. Без каши и обед не в обед.
12. Хороша каша, да в чужой печи стоит.
13 Кашу маслом не испортишь.
14. Гречневая каша – матушка наша.
15. Каши не – щей больше лей.
16. Хороша кашка, да мала чашка.
17. Густая каша семьи не прогонит.
18. Не наша еда орехи – каша - наша еда.
|
|
19. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
20. Каша – мать наша, а хлеб - кормилец.
21. Каша-то густа, да чашка-то пуста.
22. Кашевар живёт сытее князя.
23. Кашу свари, да ещё и в рот положи.
24. Русского мужика без каши не накормишь.
25. Любо брюху, что глаза кашу видят.
26. Сыт татарин, коли каши не ест.
27. Мать наша – гречневая каша: не перцу чета - не прорвёт живота.
28. Где щи да каша, там и место наше.
29. Молод – кости гложи, стар кашу ешь.
30. Кашка на ложки, а молодец на ножки.
31. Без кашки-то что-то зябнется.
По страницам учебника литературы
(внеклассное занятие по литературе)
Устный журнал
Цель: в творческой формеповторить иобобщить знания по литературе за 1 полугодие 5 класса; представить творческие работы учащихся к произведениям.
Аннотация: занятие готовилизаранее; класс был разделён на группы, каждая готовила свою «страницу журнала»; подготовлены индивидуальные задания.
Ход занятия:
Страница 1. «Фольклор»
Фольклор – это устное народное творчество. Создаётся оно не одним человеком, а всем народом. Слово «фольклор» происходит от английских слов folk – «народ» и lore – «мудрость», т.е. народная мудрость. Как маленькие пчёлы создают удивительные по архитектуре восковые соты и собирают душистый мёд, так и народ по крупицам накапливает поэтическое слово и мудрую мысль, отливая их в совершенные творения.
Многие произведения народного творчества дошли до нас благодаря людям, которые их собирали и записывали. Среди них знаменитые фольклористы Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) и Буслаев Фёдор Иванович (1818–1897). Они заложили основу науки, которая изучает фольклор, - фольклористики.
|
|
К жанрам фольклора относятся:
· былины
· сказки
· легенды
· песни
· анекдоты
· загадки
· пословицы и поговорки
· потешки
· заклички
Страница 2. «Пословицы и поговорки»
1) Пословица – это краткое изречение, в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или даётся им оценка. Поговорка придаёт речи выразительность, она делает её красочной и точной.
По содержанию пословицы бывают разные. Одни сохраняют память о важном для народа историческом событии. Например, пословица «Голодный француз и вороне рад» напоминает нам о наполеоновском нашествии, о войне русских с французами.
Другие пословицы дают оценку жизненным явлениям, говорят, что справедливо, а что нет, что правильно и что неправильно. Например, «Чья земля, того и хлеб» или «Один с сошкой, а семеро с ложкой».
Третьи пословицы нас поучают: «Век живи – век учись», «Терпенье и труд всё перетрут».
Четвёртые нас предупреждают: «Береги одежду снову, а здоровье и честь - смолоду».
2) Устав школы – законы и правила порядка, права и обязанности учащихся. Из предложенных пословиц мы составили новый Устав школы:
Раздел первый – «Учёба»:
1. Грамоте учиться – всегда пригодится.
2. Голова от книги умнеет.
3. В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
5. Работа и труд всё перетрут.
Раздел второй – «Поведение и отношение к другим»:
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
3. Поспешишь – людей насмешишь.
4. Семь раз отмерь – один отрежь.
5. Легко чужими руками жар загребать.
3) Мы выполняли творческое задание – составить рассказ или сказку по пословице. Вот что у меня получилось (ученик читает свой рассказ по пословице).
Страница 3. «Загадки»
1) Загадка – это краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку. Загадка появилась вместе с человеком. Это – древнейший способ познания мира. Наблюдая мир, человек замечал, как много похожего и непохожего в нём. Владимир Иванович Даль, известный учёный и автор словаря, писал, что загадка предлагается для разгадки. И действительно, в разные времена загадки служили способом испытания человека, частью ритуала (например, свадьбы), проверкой ума и сообразительности.
Мы подготовили вот такие книжки-малышки, в которые включили разные загадки. (Показать).
2) Конкурс загадок.
Страница 4. «Сказки»
1) Презентация «Что такое сказка» (индивидуальное задание).
2) Инсценировка сказки «Лиса и тетерев» – стр.25 учебника.
3) А теперь – авторская сказка. Отличие авторской сказки от фольклорной (народной) – это то, что авторская сказка сочиняется и записывается одним или несколькими писателями, т.е. имеет автора. Вот они – писатели-сказочники (презентация):
· Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837)
· Жуковский Василий Андреевич
· Шарль Перро
· Братья Гримм
· Эрнест Амадей Гофман
· Шварц Евгений Львович (1896–1958)
· Ганс Христиан Андерсен
· Бажов Павел Петрович (1879–1950)
· Ершов Пётр Павлович (1815–1869)
· Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859)
4) В 5 классе мы читали и обсуждали сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - рисунки представлены на выставке.
А сейчас – монолог царевны перед зеркалом (читает победитель классного конкурса чтецов).
5) Евгений Львович Шварц – известный писатель и драматург – создал для детей замечательную пьесу-сказку «Два клёна». Вот как ребята написали, о чём эта сказка:
· «Это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пощли их спасать»;
· это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»;
|
|
· это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве.
Инсценировка первого эпизода сказки – диалог двух братьев-клёнов.
Вот так за непослушание злая и завистливая Баба-Яга превратила двух братьев в клёны. Помочь им может, конечно, самый близкий человек – это мама, Василиса-работница. А пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей, помогли жизненные правила Василисы(цитаты из текста) – чтение по цепочке (группа ребят)
· «А что если с лаской подойти?»
· «Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».
· «Работа меня от всех бед спасла».
· «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».
· «Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».
· «Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».
А вот и сама Баба-Яга и её жизненные правила(цитаты из текста) – чтение-инсценировка (группа ребят).
· «Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».
· «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».
· «Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».
· «Совести у меня нет и не было».
· «Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».
· «Я, умница, больше люблю в спину бить».
· «Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».
· «Я терпеть не могу, когда люди радуются».
|
|
- Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, смекалки и трудолюбия.
- Жизненный урок для нас: «Кто из дому без толку сбежал – не растёт и не умнеет» (цитата из текста).
Рисунки к этой сказке также представлены на выставке.
6) В этом году мы прочитали ещё одну очень интересную сказку зарубежного писателя Амадея Гофмана - «Щелкунчик и Мышиный Король». На итоговом уроке провели ролевую игру «Создаём фильм». Ребята были разделены на группы: режиссёры, сценаристы и художники. И сейчас представляем вашему вниманию рисованный фильм по сказке (группа сценаристов прочитывает титры иллюстраций сказки).
На нашей выставке – герои сказки: бесстрашный Щелкунчик и Мышильда, сделанные учеником вместе с мамой.
Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок-праздник! Я уверена, что вы и сами получили большое удовольствие, и порадовали ваших мам и бабушек, которые пришли сегодня к нам в гости. У меня к вам вопрос: какое из прочитанных на сегодняшний момент произведений вам понравилось или запомнилось больше всего? Чем?
Спасибо всем за работу! Открытий и хороших знаний вам, ребята!