Разработка Л.М.Бородиновой
1. Работа по развитию речи ведется ежеурочно (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы).
2. Формы работы по развитию речи разнообразные, соответствующие возрастным особенностям учащихся: все виды пересказа; выразительное чтение, в том числе наизусть; медленное чтение с комментированием; составление ответа на вопрос; составление собственного текста и т.д. (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы).
3. Обязательное использование учебника, который предоставляет учителю богатый методический аппарат для организации работы по развитию речи. Авторы УМК в содержание заданий заложили основные виды работы по развитию речи учащихся: работа со словом; работа с текстом художественного произведения; работа с иллюстративным материалом; творческая работа; виды письменных работ. Мы дополняем виды письменных работ конкретными предложениями: на материале какого произведения рассматривать ту или иную проблематику (виды работ, устных и письменных, учитель планирует в соответствии с уровнем подготовленности класса).
|
|
4. Предлагаем рассмотреть возможность использования материала учебника в виде таблицы. В таблице указано распределение заданий учебника: незаполненные клетки таблицы не означают отсутствие работы по указанному виду; в таблице распределен материал, предлагаемый авторами УМК:
· В, Г, Е, Д, Ж – задания в учебнике по литературе для 5 класса;
· (д/з) – домашнее задание.
Раздел в учебнике, произведение | Виды работы | Урок развития речи (аудиторное сочинение) | |||||
Работа со словом | Работа с текстом | Работа с иллюстрацией | Творческая работа | ||||
Литература как искусство слова | В (устное высказывание), Е с.6. Ж (устное высказывание) с.6 (д/з). | ||||||
Раздел «Фольклор» | |||||||
Фольклор | В, Е с.10. | Д с.10 (устное высказывание с использованием иллюстраций). | |||||
Малые жанры фольклора. Загадки | Е с.15. | Г с.15 (игра с использованием загадок) (д/з). | Создание книжки-малышки «Загадки» (д/з). | ||||
Малые жанры фольклора. П ословицы и поговорки | Е с.12. | Ж 1. с.12 (составление Устава школы с использованием пословиц). | Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок». | ||||
Русские народные сказки | Е с.18. | В (устное высказывание), Г с.17, В с.25. | Д с.18 (пересказ сказки с использованием иллюстрации), Д с.25 (д/з). | ||||
«Хрустальная гора» - волшебная сказка. | Г с.22 (устное высказывание) (д/з). | ||||||
Бытовая сказка. «Как мужик домовничал». | В 3. с.26 (устное высказывание) (д/з). | ||||||
Сказка о животных. «Лиса и тетерев». | В 3. с.28 (устное высказыванием с подбором пословицы) (д/з). | Создание иллюстраций к сказкам. | |||||
Раздел «Авторская и литературная сказка»
| |||||||
Авторская сказка | Е с.31 | В с.31 (устные высказывания), Г с.34 (устное высказывание) (д/з). | |||||
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | Г (выразительное чтение эпизода сказки), Ж с.57 (устное высказывание на основе исследовательского материала) (д/з). | ||||||
Е.Л.Шварц. «Два клёна». | Е с.60. | Г (творческий пересказ эпизода сказки), Ж с.98 (инсценированное чтение монолога). | Д с.98 (описание иллюстраций). | Г с.60 (создание пьесы на мтериале русской народной сказки) (д/з). | |||
Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик». | Г с.133 (устный рассказ о герое). | Ж с.133(создание иллюстрации «Кукольная страна») (д/з). | |||||
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | В 1. С.175 (составление плана повести). | Г с.175 (инсценировка понравившихся фрагментов повести) (д/з). | |||||
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Д с.205(выразительное чтение фрагментов), творческий пересказ с изменением лица рассказчика. | Д с.205 (сопоставительный анализ фрагментов текста и иллюстраций). | Г с.205 - памятка-критерии оценивания устного рассказа (устный рассказ об одном из героев) (д/з). | Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | |||
В.М.Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». | В 4. С.211 (устное высказывание) (д/з). | ||||||
Раздел «Легенда» | |||||||
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» | Ж с.217 (выразительное чтение легенды) (д/з). | ||||||
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | Д с.234 (сопоставительный анализ фрагментов текста и иллюстраций). | Сравнительная характеристика героев двух произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234). | |||||
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | Б с.219 (устное высказывание с использованием текста), Г с.221(сопоставительный анализ двух стихотворений: «Три пальмы» и «Анчар») (д/з). | ||||||
«Повесть временных лет». | В с.228 (д/з) | ||||||
Раздел ««Басня» | |||||||
И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». | Е с.8 | Г (устное высказывание), Ж (кроссворд) (д/з) с.15. Инсценированное чтение басен. | Создание иллюстраций к басням. | ||||
Раздел «Лирическое стихотворение» | |||||||
Лирическое стихотворение | Е с.22 | Ж с.22 (устное высказывание с использованием иллюстраций). | |||||
А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину». | Г с.26 (выразительное чтение стихотворения наизусть) (д/з) | ||||||
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). | Г с.31 (выразительное чтение стихотворений с использованием памятки) (д/з). | ||||||
А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику». | Г (выразительное чтение стихотворения наизусть), Ж с.35 (устное высказывание) (д/з). | Д с.35 (устное высказывание с использованием иллюстраций). | |||||
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды». | Г (выразительное чтение с использованием памятки), Ж с.42 (сравнительный анализ двух вариантов одного стихотворения) (д/з). | Д с.42(устное высказывание с использованием иллюстрации). | |||||
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». | В 4 (устное высказывание) с.55 (д/з). | Д с.55 (устное высказывание с использованием иллюстрации). | |||||
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». | Написание стихотворений с использованием картинок. | ||||||
С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Комплексный анализ нескольких лирических стихотворений (на примере изученных): выпуск публикации. | Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А. Есенина «Берёза»). | ||||
Раздел «Роман, повесть, рассказ»
| |||||||
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо». | Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. | Создание иллюстраций. | Комплексный анализ текста: выпуск публикации. | Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика. | |||
А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». | В 5 (устное высказывание), Г с.120 (сжатый пересказ) (д/з). | ||||||
А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | Ж с.136 (д/з). | ||||||
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Г с.161 (сопоставительный анализ двух произведений: «Крестьянские дети» и Бежин луг») (д/з). | Сопоставительный анализ текста и иллюстрации с.138-139 (пейзаж). Рассказ о героях рассказа с использованием иллюстрации на с.144. | |||||
Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». | А с.162 (устное высказывание) (д/з). | ||||||
Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». | В 3. С.183 (устное высказывание). | Г с.183 (составление публичного высказывания на основе прочитанной повести, отработка выразительного чтения) (д/з). | |||||
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | В 1,2 с.212 (сопоставительный анализ двух произведений: «Васюткино озеро» и «Кладовая солнца»). | Г с.212 (составление рассказа по личным впечатлениям) (д/з). Комплексный анализ текста: выпуск публикации. | Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | ||||
О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». | Чтение эпизодов рассказа по ролям. В 3. С.226 (устное высказывание). | Создание иллюстраций. | |||||
М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова». | Г с.246 (инсценировка рассказов) (д/з) | Создание иллюстраций. |
Таким образом, для организации работы по развитию речи учащихся в 5 классе достаточный материал представлен, прежде всего, в самом учебнике по литературе. Система заданий, в том числе творческих, разработана авторами в соответствии с требованиями к литературному образованию выпускника основной школы. Для учителя методический аппарат учебника является основным ориентиром в достижении целей по выполнению практической части предмета.
|
|
Планирование уроков развития речи в 5 классе
Комментарий: в графе «Урок развития речи» представлены возможные виды сочинений в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (по 1 уроку развития речи в разделах: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение»; 2 урока - в разделе «Роман, повесть, рассказ»).
№ п/п | Раздел программы | Урок развития речи (аудиторное сочинение) |
1. | Фольклор. | Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок». |
2. | Авторская и литературная сказка. | Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». |
3. | Легенда. | Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234). |
4. | Басня. | - |
5. | Лирическое стихотворение. | Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»). |
6. | Роман, повесть, рассказ. | 1.Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика. 2.Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». |
Всего уроков: 6 | Уроки спланированы по всем разделам программы 5 класса. | Виды работы: сочинение-рассуждение, сочинение-повествование; сочинение-отзыв. |