К работе по развитию речи

Разработка Л.М.Бородиновой

 

1. Работа по развитию речи ведется ежеурочно (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы).

2. Формы работы по развитию речи разнообразные, соответствующие возрастным особенностям учащихся: все виды пересказа; выразительное чтение, в том числе наизусть; медленное чтение с комментированием; составление ответа на вопрос; составление собственного текста и т.д. (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы).

3. Обязательное использование учебника, который предоставляет учителю богатый методический аппарат для организации работы по развитию речи. Авторы УМК в содержание заданий заложили основные виды работы по развитию речи учащихся: работа со словом; работа с текстом художественного произведения; работа с иллюстративным материалом; творческая работа; виды письменных работ. Мы дополняем виды письменных работ конкретными предложениями: на материале какого произведения рассматривать ту или иную проблематику (виды работ, устных и письменных, учитель планирует в соответствии с уровнем подготовленности класса).

4. Предлагаем рассмотреть возможность использования материала учебника в виде таблицы. В таблице указано распределение заданий учебника: незаполненные клетки таблицы не означают отсутствие работы по указанному виду; в таблице распределен материал, предлагаемый авторами УМК:

· В, Г, Е, Д, Ж – задания в учебнике по литературе для 5 класса;

· (д/з) – домашнее задание.

Раздел в учебнике, произведение

Виды работы

Урок развития речи (аудиторное сочинение)

Работа со словом Работа с текстом Работа с иллюстрацией Творческая работа
Литература как искусство слова В (устное высказывание), Е с.6. Ж (устное высказывание) с.6 (д/з).        

Раздел «Фольклор»

Фольклор В, Е с.10.   Д с.10 (устное высказывание с использованием иллюстраций).    
Малые жанры фольклора. Загадки Е с.15. Г с.15 (игра с использованием загадок) (д/з).   Создание книжки-малышки «Загадки» (д/з).  
Малые жанры фольклора. П ословицы и поговорки Е с.12.     Ж 1. с.12 (составление Устава школы с использованием пословиц). Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок».
Русские народные сказки Е с.18. В (устное высказывание), Г с.17, В с.25. Д с.18 (пересказ сказки с использованием иллюстрации), Д с.25 (д/з).    
«Хрустальная гора» - волшебная сказка.   Г с.22 (устное высказывание) (д/з).      
Бытовая сказка. «Как мужик домовничал».   В 3. с.26 (устное высказывание) (д/з).      
Сказка о животных. «Лиса и тетерев».   В 3. с.28 (устное высказыванием с подбором пословицы) (д/з).   Создание иллюстраций к сказкам.  

Раздел «Авторская и литературная сказка»

Авторская сказка Е с.31 В с.31 (устные высказывания), Г с.34 (устное высказывание) (д/з).      
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».   Г (выразительное чтение эпизода сказки), Ж с.57 (устное высказывание на основе исследовательского материала) (д/з).      
Е.Л.Шварц. «Два клёна». Е с.60. Г (творческий пересказ эпизода сказки), Ж с.98 (инсценированное чтение монолога). Д с.98 (описание иллюстраций). Г с.60 (создание пьесы на мтериале русской народной сказки) (д/з).  
Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик».   Г с.133 (устный рассказ о герое). Ж с.133(создание иллюстрации «Кукольная страна») (д/з).    
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».   В 1. С.175 (составление плана повести). Г с.175 (инсценировка понравившихся фрагментов повести) (д/з).    
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»   Д с.205(выразительное чтение фрагментов), творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Д с.205 (сопоставительный анализ фрагментов текста и иллюстраций). Г с.205 - памятка-критерии оценивания устного рассказа (устный рассказ об одном из героев) (д/з). Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
В.М.Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было».   В 4. С.211 (устное высказывание) (д/з).      

Раздел «Легенда»

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар»   Ж с.217 (выразительное чтение легенды) (д/з).      
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»     Д с.234 (сопоставительный анализ фрагментов текста и иллюстраций).   Сравнительная характеристика героев двух произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234).
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».    Б с.219 (устное высказывание с использованием текста), Г с.221(сопоставительный анализ двух стихотворений: «Три пальмы» и «Анчар») (д/з).      
«Повесть временных лет».   В с.228 (д/з)      

Раздел ««Басня»

И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». Е с.8 Г (устное высказывание), Ж (кроссворд) (д/з) с.15. Инсценированное чтение басен. Создание иллюстраций к басням.    

Раздел «Лирическое стихотворение»

Лирическое стихотворение Е с.22   Ж с.22 (устное высказывание с использованием иллюстраций).    
А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину».   Г с.26 (выразительное чтение стихотворения наизусть) (д/з)      
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).   Г с.31 (выразительное чтение стихотворений с использованием памятки) (д/з).      
А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику».   Г (выразительное чтение стихотворения наизусть), Ж с.35 (устное высказывание) (д/з). Д с.35 (устное высказывание с использованием иллюстраций).    
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды».   Г (выразительное чтение с использованием памятки), Ж с.42 (сравнительный анализ двух вариантов одного стихотворения) (д/з). Д с.42(устное высказывание с использованием иллюстрации).    
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».   В 4 (устное высказывание) с.55 (д/з). Д с.55 (устное высказывание с использованием иллюстрации).    
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…».       Написание стихотворений с использованием картинок.  
С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза».   Выразительное чтение стихотворения наизусть.   Комплексный анализ нескольких лирических стихотворений (на примере изученных): выпуск публикации. Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А. Есенина «Берёза»).

Раздел «Роман, повесть, рассказ»

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо».   Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Создание иллюстраций. Комплексный анализ текста: выпуск публикации. Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика.  
А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа».   В 5 (устное высказывание), Г с.120 (сжатый пересказ) (д/з).      
А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Ж с.136 (д/з).        
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».   Г с.161 (сопоставительный анализ двух произведений: «Крестьянские дети» и Бежин луг») (д/з). Сопоставительный анализ текста и иллюстрации с.138-139 (пейзаж). Рассказ о героях рассказа с использованием иллюстрации на с.144.    
Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».   А с.162 (устное высказывание) (д/з).      
Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».   В 3. С.183 (устное высказывание).   Г с.183 (составление публичного высказывания на основе прочитанной повести, отработка выразительного чтения) (д/з).  
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».   В 1,2 с.212 (сопоставительный анализ двух произведений: «Васюткино озеро» и «Кладовая солнца»).   Г с.212 (составление рассказа по личным впечатлениям) (д/з). Комплексный анализ текста: выпуск публикации. Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих».   Чтение эпизодов рассказа по ролям. В 3. С.226 (устное высказывание). Создание иллюстраций.    
М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова».   Г с.246 (инсценировка рассказов) (д/з) Создание иллюстраций.    

Таким образом, для организации работы по развитию речи учащихся в 5 классе достаточный материал представлен, прежде всего, в самом учебнике по литературе. Система заданий, в том числе творческих, разработана авторами в соответствии с требованиями к литературному образованию выпускника основной школы. Для учителя методический аппарат учебника является основным ориентиром в достижении целей по выполнению практической части предмета.

Планирование уроков развития речи в 5 классе

Комментарий: в графе «Урок развития речи» представлены возможные виды сочинений в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (по 1 уроку развития речи в разделах: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение»; 2 урока - в разделе «Роман, повесть, рассказ»).

№ п/п Раздел программы Урок развития речи (аудиторное сочинение)
1. Фольклор. Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок».
2. Авторская и литературная сказка. Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
3. Легенда. Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234).
4. Басня. -
5. Лирическое стихотворение. Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»).
6. Роман, повесть, рассказ. 1.Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика. 2.Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Всего уроков: 6 Уроки спланированы по всем разделам программы 5 класса. Виды работы: сочинение-рассуждение, сочинение-повествование; сочинение-отзыв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: