Определение и общие характеристики организаций

Тема 4. Организация как объект управления

 

Определение и общие характеристики организаций

Внутренняя среда организации

Внешняя среда организации

Методы исследования внутренней и внешней среды организации

Организационно-правовые формы организаций

 

Определение и общие характеристики организаций

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятель­ность менеджеров.

Термин «организация» происходит от греческого слова «organon», которое означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое и приведение в стройную систему.

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда «менеджмент» как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под «организацией» следует понимать предприятие, фирму, учреж­дение, ведомство и иные трудовые формирования.

«Большой энциклопедический словарь» дает такое определение организации: организация (франц. – organisation, от средневекового латинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю). Таким образом, термин « организация» означает:

- строение чего-либо (упорядочивание);

- деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других;

- объединение людей, групп для решения какой-либо задачи.

Несмотря на множественность определений, даваемых специалистами в области управления, любая организация рассматривается как общность людей, которые объединяют свои усилия и осознают необходимость координации их деятельности для достижения общего результата (цели).

Таким образом, можно дать следующее определение организации:

Организация – это социальная целостность, направленная на некоторую цель, построенная как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности и связанная с окружающей средой.

В деятельности организаций можно выделить две сферы, которые существенно отличаются между собой по многим показателям и инструментам управления:

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Рис. Формальные организации

Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.

Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Несмотря на большое разнообразие различных организаций в современном обществе все они имеют определенные сходные характеристики.

Выделяют общие и структурные характеристики организаций.

Если провести аналогию с описанием человека, то с помощью общих характеристик можно дать общее представление о человеке и его принадлежности к определенному биологическому виду, этносу и социальному слою, то с помощью структурных характеристик можно описать его с точки зрения роста, веса, черт характера, особенностей речи и т.д.

К общим характеристикам относятся:

1. Ресурсы. К основным ресурсам, используемым организацией относятся: трудовые, финансовые, материальные, технологические и информационные.

2. Зависимость от внешней среды. Нет ни одной организации, которая ни взаимодействовала бы с окружающей средой. Организации полностью зависят от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.

3. 3. Разделение труда:

- Горизонтальное разделение труда. Всю имеющуюся работу разделяют на составляющие компоненты. Это обычно называют горизонтальным разделением труда.

- Вертикальное разделение труда. Разделение работы на составляющие части требует координации деятельности. Кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

4. Подразделения. Посредством горизонтального разделения труда образуются подразделения, выполняющие конкретные специфические задания и добивающиеся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называют отделами, секторами, службами и др.

5 Структурные характеристики дают возможность выделить особенности внутреннего строения организации, описать их количественно и сравнивать организации между собой на основе этих описаний.

6. Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.

Структурные характеристики дают возможность выделить особенности внутреннего строения организации, описать их количественно и сравнивать организации между собой на основе этих описаний:

1. Централизация – децентрализация – это:

- уровень, на котором принимаются решения;

- предельно централизованные (с жесткими структурами) и децентрализованные организации (с мягкими структурами и делегированием полномочий).

2. Иерархия власти:

- описывает связи подчинения в организации, области прав и ответственности работников;

- понятие иерархии связано с диапазоном контроля сотрудников, пределами управляемости.

3. Специализация:

- показывает, насколько цели и задачи организации распределены по профессиональному признаку;

- бывает высокая (узкий круг задач) и низкая (разнообразные обязанности) специализация.

4. Формализованность - это:

- степень влияния на работу организации письменной документации (регламентов, предписаний, инструкций, положений, уставов и пр.);

- безличность и автоматизм в управлении посредством большого количества регламентов и распорядительной информации.

5. Профессионализм - это:

- уровень профессионального образования и подготовки работников;

- уровень компетентности руководителей и специалистов;

- профессиональная, социальная и методологическая компетентность руководителей и специалистов;

- система внутрифирменного (корпоративного) обучения в организации.

6. Управление персоналом характеризует:

- стиль управления в организации;

- организацию как социальную систему;

- управление человеческими ресурсами в организации;

- понятие человеческого капитала в организации;

- роль персонала в принятии решений и контроле деятельности организации;

- повышение статуса и значения служб персонала в современных организациях;

- соотношение формальных и неформальных факторов деятельности организации;

- роль неформальной составляющей в управлении организацией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: