И.А. Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»

Образы и сюжеты басен.

Ход урока:

Фрагмент Анализ басни «Свинья под дубом»

Чтение басни учителем.

-кто герои этой басни? Кого из них ты бы отругал? В чём провинился этот герой? Какой из героев пострадал в этой басне?

-как автор описывает свинью, прочитай. А в реальной жизни, какая свинья? В чём отличие басенного образа от реального?

-прочитайте слова о свинье, интонацией передав ее состояние?

-каким предстает в басне ворон? Сравните басенный образ с реальным? Почему именно ворон ругает свинью? Прочитайте слова ворона, интонацией предав упрек в словах героя.

-с какой интонацией произносит свои слова дуб, почему?

-прочитайте басню по ролям, интонационно характеризуя свою роль.

-характеры каких людей описал Крылов в этой басне? Соотнесите свои рассуждения с содержанием морали в басне.

-ответьте на вопросы В 1, 2, с.12 в учебнике.

В 1. Объясни, кто такой невежда.

2. Невежда предстает в басне в неприглядном образе Свиньи. Чем же страшен этот порок – невежество?

-прочитайте басню по ролям, интонационно характеризуя свою роль.

-нарисуйте «портрет» басенного героя, который в наибольшей степени произвел на вас впечатление.

Конспекты уроков

(из опыта работы учителя Л.М.Бородиновой)

Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Знакомство с биографией писателя.

Подумайте, могут ли быть связаны эти слова: ПРИШВИН – ПРИРОДА ( написать на доске ).

Дополните свои высказывания текстом учебника. Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…).

Что сам писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М.Пришвин).

Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой.

Первичное восприятие произведения.

Вы прочитали произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении?

Докажите, что это произведение о природе.

Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»?

Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении?

Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом.

Анализ эпизода «Ель и сосна»

Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183).

Сказочная или реальная история перед нами?

Что вы можете сказать о жизни ели и сосны?

Какой прием использует автор в описании деревьев?

Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью).

Специфика жанра «сказка-быль». Заполнение таблицы

Найдите в произведении сказочные и реальные моменты. Заполните таблицу.

сказочное реальное
Название произведения Реальное место действия
Путешествие Главные герои -дети
Природа (палестинка), ее жители (помощник – собака, враг – волк) Реальное время действия

Разве могут в одном произведении объединиться сказочное и реальное? Почему писатель это сделал?

Каков жанр этого произведения? (вопрос А с. 177).

Почему Пришвин охарактеризовал свое произведение как «сказка-быль»?

Итог урока.

Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день?

Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»».

2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»).

3. Вопросы Б с. 204.

4. История Травки (индивидуальное задание).

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Белосельской сош Пошехонского района ГалкинойВ.А.)

Образ главного героя в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

2. Проверка домашнего задания.

- Вы прочитали рассказ до конца. Какое впечатление произвёл на вас рассказВ.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

- Как развивался сюжет? Сколько частей вы выделили, какие подобрали заголовки? (Ответы учащихся).

  • Тревожная ночь.
  • Поиски Енисея.
  • Ночлег на берегу озера.
  • Поиски дома продолжаются.
  • Родная река.
  • Спасение.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь поделитесь впечатлениями о главном герое рассказа.

2. Беседа с учащимися о главном герое рассказа.

- Как Васютка собирался в тайгу? Он идёт просто за шишками, почему он так основательно готовится?

- Как случилось, что Васютка заблудился в тайге? Можно ли его назвать непослушным?

- Как он ведёт себя в тайге? Какие мысли и поступки Васютки соответствуют наказу его отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»?

- Приведи примеры из текста, свидетельствующие о том, что маленькому Васютке было всё же одиноко и страшно в тайге? Можно ли его назвать трусом?

- Как знание природы, опыт родителей помогли Васютке самостоятельно найти путь к спасению?

- Васютка думал не только о себе, но и о рыбаках. Чем он помог им? Почему они назвали озеро его именем?

 - Какое отношение сложилось у тебя к Васютке? Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? (Обобщение о характере героя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: