Право использования наименования места происхождения товара

 

Основной целью использования наименования места происхождения товара является приобретение конкурентных преимуществ товара на рынке, продвижение товара с помощью создания у потребителей товара убеждения в его специфических потребительских свойствах, делающих такой товар более привлекательным.

Типичным примером наименования места происхождения товара является обозначение "ГЖЕЛЬ", которое связано с определенной местностью, где в силу традиций производятся фарфоровые изделия с определенной стилистикой росписи.

В силу закона наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано за индивидуальным предпринимателем, коммерческой организацией - одним или несколькими. В заявке, подаваемой в Патентное ведомство, указывают обозначение места происхождения товара, описывают особые свойства товара и указывают, в пределах какой географической зоны эти свойства проявляются. По заявке проводится экспертиза, после чего принимается решение и выдается свидетельство (ст. 1530 ГК РФ). Срок действия свидетельства - десять лет с момента подачи заявки. По окончании этого срока он может быть продлен неограниченное число раз.

В отличие от товарных знаков, которыми может пользоваться только правообладатель, зарегистрировавший на себя товарный знак или получивший право на использование товарного знака по договору, право на использование наименования места происхождения товара может быть предоставлено любому индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, которые производят товар с аналогичными свойствами в том же географическом объекте.

Поскольку использование наименования места происхождения товара влияет на восприятие потребителями товара, оно допустимо только в тех случаях, когда товар, обозначенный таким наименованием, действительно производится:

а) в местности, в отношении которой оно зарегистрировано,

б) с использованием традиционных для данной местности технологий, в) товар обладает обозначенными свойствами. Отсутствие какого-либо из признаков влечет невозможность использования наименования места происхождения товара в отношении производимых товаров.

Было зарегистрировано наименование места происхождения товара "Дербент" в отношении алкогольного напитка из виноградного спирта, полученного перегонкой, выдержкой 6-7 лет. ООО "Дербентский винно-коньячный комбинат" обратилось в Роспатент с заявкой о предоставлении права на использование наименования места происхождения товаров и получило отказ, поскольку с момента государственной регистрации ООО прошло менее 6 лет, поэтому, по мнению патентного ведомства, у него нет возможности производить товар с обозначенными в регистрационных данных свойствами, и суд вывод патентного ведомства поддержал*(20).

Как видим, для данного вида средства индивидуализации очень важны не только соблюдение формальных условий, но и фактические обстоятельства - наличие возможности производства товаров, обладающих особыми свойствами исходя из специфики технологии их производства, обусловленной климатическими и иными особенностями местности.

Право на наименование места происхождения предполагает наличие у лица одной правовой возможности - право пользования. Реализовать эту возможность субъект может по своему усмотрению, как правило, путем размещения на упаковках, в рекламе товара и пр. Распоряжаться правом на наименование места происхождения товара нельзя.

Незаконное использование наименования места происхождения товара рассматривается как способ недобросовестной конкуренции. В соответствии со ст. 1537 ГК РФ правообладатель вправе требовать изъятия товаров, на которые незаконно размещается наименование места происхождения товаров, возмещения причиненных убытков или выплаты компенсации (ст. 1537 ГК РФ).

Государственное учреждение Башкирский научно-исследовательский центр пчеловодства предъявило в суд иск о взыскании компенсации за незаконное использование наименования места происхождения товара, а также об обязании уничтожить контрафактные товары, упаковки, этикетки к ЗАО "Медторг", расположенному в г. Санкт-Петербурге, которое осуществляло фасовку меда с наименованием "Башкирский мед". Суд иск удовлетворил, взыскав компенсацию в размере 1 миллион рублей*(21).

 Доменное имя. Понятие доменного имени

 

Все большее значение приобретают отношения в сети Интернет, продвижение товаров, работ и услуг без размещения информации в сети сегодня не представляется возможным. Каждая компания имеет свой официальный сайт, где размещается информация о деятельности компании, ее продукции, иная полезная информация. Индивидуализация субъектов в сети Интернет осуществляется с помощью доменного имени, позволяющего пользователям сети Интернет попасть на сайт компании в сети Интернет.

Доменное имя представляет собой знаковое обозначение адресации запросов в сети Интернет, зарегистрированное в установленном порядке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: