Лекция 1. Этика как наука и явление духовной жизни. Особенности профессиональной этики

Термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) обозначало местопребывание, совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования, обычай, темперамент, характер, образ мысли. Античная философия придала ему терминологический смысл, обозначив им природу, устойчивый характер того или иного физического или социального явления. История слова «этос» зафиксировала то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей рождаются в совместном общежитии.

Энциклопедический словарь сообщает, что «этика (от др.-греч. – этос, «нрав, обычай») – философское исследование морали и нравственности.

Этика – это наука о поведении человека при его совместном проживании с другими людьми, которая изучает мораль и нравственность.

Аристотель – в своей классификации наук определял этику практической философией. Аристотель завершил процесс становления этики и определил ее место в общей структуре философского знания как практической философии. Отталкиваясь от значения этоса как характера (темперамента), Аристотель образовал прилагательное «ethicos» (этический). Им он обозначил особый класс человеческих добродетелей, а именно добродетели характера (мужество, умеренность и др.), которые отличаются от добродетелей разума. Для обозначения науки, которая изучает этические добродетели, Аристотель образовал новое существительное «ethice» (этика), встречающееся в названиях его соответствующих сочинений («Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика»). Так в IV в. до н. э. этическая наука получает свое имя, которое носит до сих пор.

В некоторых европейских языках наряду с заимствованным термином «мораль» существуют собственные слова для обозначения того же явления: в русском языке – «нравственность», в немецком – «Sittlichkeit». В русском языке первоосновным является слово «нрав» (характер, т.е. отличающаяся от ума совокупность душевных качеств, страсти, воля и т. д.) и происходящее от него «нравно» (то, что по нраву). термины в общем и целом повторяют историю латинского слова «moralitas» с тем существенным обогащением, что они с самого начала употребляются по преимуществу

В ходе историко-культурного развития термины «этика» и «мораль» наполняются различным содержанием.

Этика обозначает науку, а мораль – то реальное явление, предметную сферу, которая данной наукой изучается. Правда, в живом языке они и по сей день употребляются как взаимозаменяемые. Например, такие достаточно обычные для повседневного языка словосочетания, как «этика ученого», «профессиональная этика», «этические нормы» подразумевают определенные моральные процессы. С другой стороны, если речь идет о моральной теории, моральной философии, то имеются в виду этические учения. Подобное смешение терминов, хотя оно традиционно и даже в известном смысле содержательно детерминировано, может быть извинительным только в речи, не претендующей на особую строгость.

В научных рассуждениях следует различать этику как определенную отрасль знания и мораль (или нравственность) как объект ее изучения.

История терминов подводит к первому обобщению: этика есть наука о морали (нравственности).Чтобы углубиться в понимание предмета этики, необходимо определить, с одной стороны, место морали в ряду явлений ипроцессов внешнего мира, а с другой – место этики в системе научного знания, т.е. выявить бытийный статус морали и научный статус этики.

Понятие морали, безусловно, претерпевало самые различные интерпретации в процессе исторического развития. Более того, сама мораль существенно зависела от тех культурно-исторических условий, в которых происходило становление того или иного общества. В настоящее время мораль определяют трояким образом:

 1. Мораль как особое, неприродное отношение между индивидами, принадлежащее миру культуры, способ нормативной регуляции действий человека в обществе;

2. Мораль – отражение уровня личностного развития, совокупность добродетелей, составляющих совершенство человека;

3. Мораль – совокупность общезначимых норм, создающих универсальную связь между людьми и существующих в форме идеальных ориентиров и эталонов поведения людей. Это регулирующий элемент практических взаимоотношений между личными и общественными интересами, средство адаптации и ориентации человека в социальной действительности.

 Мораль предстает в двух основных формах:

а) как личностные свойства, именуемые обычно моральными качествами (мужество, честность, щедрость, сдержанность и т.д.);

б) как совокупность общественных норм поведения (не кради, не убий и т.д.) и оценочных понятий (добро, справедливость и др.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобными, жить в общежитии. Когда об индивиде говорят, что он простой, скромный, уживчивый, то речь идет о таких свойствах, которые обнаруживаются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Моральные качества есть. прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы и сотрудничества индивидов. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности. Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы той или иной социальной группы и выставляют их в качестве основы поведения отдельных людей.

Мораль не имеет своей внешне строго и постоянно очерченной сферы. Она присуща всякой общественно значимой деятельности, всем общественным отношениям. Политические решения характеризуются как гуманные или антигуманные, экономические отношения – как справедливые или несправедливые, духовная позиция – как честная или бесчестная и т.д. Мы рассуждаем о политических, экономических, духовных и иных процессах так, как если бы они по сути своей были моральными. Мораль представлена в каждом контакте индивида с индивидом.

Всякое общественное действие, т.е. всякое человеческое действие, имеет свою моральную глубину, свою меру моральности; наряду со специфичным для каждого отдельного случая предметным результатом она производит и воспроизводит определенные моральные ценности. Мораль как общественное отношение в ее, так сказать, чистом виде обнаруживается (отражается) в моральном сознании, в нравственных чувствах и понятиях. Чувства (вины, раскаяния), требования (личностные добродетели, нормы, кодексы).

Принципы этики

 1. Главным этическим принципом является принцип гуманизма, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило".

2. Принцип беспристрастности в отношении клиента и стремления к объективности при принятии различных решений.

3. Принцип ориентированности на клиента, заботы о нем.

4. Принцип точного исполнения профессиональных обязанностей.

5. Принцип проявления уважения к своей профессии и к людям, с которыми приходится вступать в контакт при выполнении профессиональных обязанностей.

6. Принцип стремления к совершенствованию своей профессиональной деятельности.

7. Принцип конфиденциальности, неразглашения личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности.

8. Принцип избегания потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками, с руководством и в особенности с клиентом.

9. Принцип толерантности, т.е. терпимости.

Категории этики

· Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

· Справедливость - представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

· Долг - категория этики, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к обществу и другим людям ним в конкретных условиях.

· Совесть - характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

· Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

· Достоинство - особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

· Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

· Гуманизм - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: