Модель социального научения

 

Социальное научение подчеркивает зависимость поведения от системы когнитивных, бихейвористских и ситуационных переменных. Являясь бихейвиористским по сути, этот подход выходит за рамки классической и оперантной теорий, добавляя к ним викарные процессы (процессы подражания).

Викарные процессы  делятся на два этапа:

1. Наблюдение за действием, формирование его мысленной картины и последствий.

2. Усвоение образа действия и закрепление его, если его последствия позитивны. Новая форма поведения вместо связей Р - С или С - Р связана с символическим представлением моделируемой деятельности. Подражание включает в себя взаимосвязанные процессы: внимания, запоминания, моторное воспроизведения, подкрепления.

Основные механизмы научения

 

Подкрепление – действие, которое стимулирует повторение поведения, ему предшествовавшего:

· Позитивное подкрепление усиливает поведение тем, что демонстрирует его желаемые последствия.

· Негативное подкрепление повышает вероятность поведения, устраняя его не желательные последствия.

 

Наказание – ослабляет поведение и уменьшает вероятность его повторения. Условия, уменьшающие психологические проблемы, связанные с использованием наказания:

· наличие альтернативы для наказуемого поведения;

· минимальное время, проходящее между наказанием и отвергаемым поведением;

· упорядоченность,  рациональность наказания, которое не должно задевать достоинства личности;

·  наказанию должно предшествовать предупреждение, оно должно соответствовать ситуации и усиливаться постепенно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: