Методическая работа и её организация в ДУ

Лекция 1.4 Тема: Планирование и организация методической работы дошкольного учреждения.

 

Вопросы:

1.Методическая работа и её организация в ДУ.

2.Основные направления деятельности зам. заведующей по основной деятельности.

3. Организация деятельности зам. заведующей по основной деятельности.

4.Управление деятельностью воспитателя по планированию.

Литература:

1. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.

2. Котко, А.Н. Управление дошкольным учреждением / А.Н. Котко.- Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2009.

3. Котенева, Л.Н. Организационно-методическая работа руководителя дошкольного учреждения по изучению и обобщению передового педагогического опыта / Л.Н. Котенева, Т.И. Чуйко.- Мозырь ООО ИД «Белый ветер»,2005.-380 с.

4. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности / А.Н. Кротко, Гуз, А.А.-Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003.-380 с.

5. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК: в 2 ч./Т.П. Колодяжная.- Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002.-Ч.1.-128с. 

6. Денякина Л.М. Новые подходы к управлению деятельностью дошкольного учреждения.- М: Новая школа.-1997.

7. Григорович Л. Психологическая готовность воспитателя к работе с детьми.- Дошкольное воспитание.-1993.-с.36-40.

8. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении.-М.1991.-с.81.

Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы.- Дошкольное воспитание.-1990.-№4.-с.27.

9. Попов В. О некоторых подходах в руководстве дошкольным учреждением.- Дошкольное воспитание.-1990.-№9. с.49-51.

10. Тереничева И. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя.- Дошкольное воспитание.-1990.-№6. с.5-10.

 



Методическая работа и её организация в ДУ.

Методическая работа в дошкольном образовательном; как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование-программирование- планирование-организация - регулирование - контроль - стимулирование – коррекция и анализ.

При планировании заместитель заведующей по основной деятельности должен: прогнозировать развитии процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации   воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации: осуществлять деятельность, педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных i методическую помощь в составлении планов и подготовке детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

Организация методической работы включает следующие функции:

- изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «со­циального заказа»;

- выбор цели и конкретных задач деятельности;

- планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

- стимулирование, оказание практической помощи воспитате­лям на основании результатов диагностики;

- комплектование проблемных групп педагогов;

- подведение итогов каждого этапа методической работы и оп­ределение новых ближних и дальних перспектив;

- сбор и обработку полученной информации;

- корректировку образовательно-воспитательного процесса в ходе различных методических занятий с воспитателями;

- поощрение творческих работников, создание атмосферы со­трудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. В последнем большую помощь могут оказать социально-психологические тре­нинги.

Существуют разные подходы к определению методической деятельности. Так С.Ж.Гончарова рассматривает её как деятельность «направленную на создание, внедрение и применение методов».

Организацией методической работы в ДУ непосредственно занимается зам.заведующей. Проектирует, определяет ее содержание по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, и организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.     

Попытаемся наполнить эти функции содержанием деятельности, зам. заведующей. Это содержание должно дополняться с учётом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада.

Содержание методической работы заместителя заведующего по основной деятельности:

(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)

Функции управления Содержание методической работы
1 2
1. Информационно-аналитическая. Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии.  
2. Мотивационно-целевая. Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.
3. Планово-прогности­ческая.   Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива, на основе диагностики, определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДУ образовательную программу, годовой план работы.
4. Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методи­ческую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогического совета. Орга­низует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педаго­гов, родителей, совместно с руководителем - аттестацию педагогов. Осуществляет взаи­модействие со школой, другими учреждениями.
5. Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качест­во учебно-воспитательного процесса, пред­метно-развивающей среды.
6. Регулятивно-коррекционная Обеспечивает оперативную помощь педаго­гам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.  

Информационно-аналитическая деятельность является основным инструментом управления дошкольным учреждением.

По содержанию управление - это регулирование воспитательно- образовательного процесса в целях повышения его качества. По форме управление - это процесс анализа информации. Технология управления представляет собой сбор информации о состоянии ДУ всей системы воспитания и образования, анализ полученной информации и выдачу рекомендаций по совершенствованию работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: