Лекция 1.4 Тема: Планирование и организация методической работы дошкольного учреждения.
Вопросы:
1.Методическая работа и её организация в ДУ.
2.Основные направления деятельности зам. заведующей по основной деятельности.
3. Организация деятельности зам. заведующей по основной деятельности.
4.Управление деятельностью воспитателя по планированию.
Литература:
1. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.
2. Котко, А.Н. Управление дошкольным учреждением / А.Н. Котко.- Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2009.
3. Котенева, Л.Н. Организационно-методическая работа руководителя дошкольного учреждения по изучению и обобщению передового педагогического опыта / Л.Н. Котенева, Т.И. Чуйко.- Мозырь ООО ИД «Белый ветер»,2005.-380 с.
4. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности / А.Н. Кротко, Гуз, А.А.-Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003.-380 с.
5. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК: в 2 ч./Т.П. Колодяжная.- Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002.-Ч.1.-128с.
6. Денякина Л.М. Новые подходы к управлению деятельностью дошкольного учреждения.- М: Новая школа.-1997.
7. Григорович Л. Психологическая готовность воспитателя к работе с детьми.- Дошкольное воспитание.-1993.-с.36-40.
8. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении.-М.1991.-с.81.
Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы.- Дошкольное воспитание.-1990.-№4.-с.27.
9. Попов В. О некоторых подходах в руководстве дошкольным учреждением.- Дошкольное воспитание.-1990.-№9. с.49-51.
10. Тереничева И. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя.- Дошкольное воспитание.-1990.-№6. с.5-10.
Методическая работа и её организация в ДУ.
Методическая работа в дошкольном образовательном; как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование-программирование- планирование-организация - регулирование - контроль - стимулирование – коррекция и анализ.
При планировании заместитель заведующей по основной деятельности должен: прогнозировать развитии процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
При организации: осуществлять деятельность, педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных i методическую помощь в составлении планов и подготовке детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.
Организация методической работы включает следующие функции:
- изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;
- выбор цели и конкретных задач деятельности;
- планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;
- стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании результатов диагностики;
- комплектование проблемных групп педагогов;
- подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых ближних и дальних перспектив;
- сбор и обработку полученной информации;
- корректировку образовательно-воспитательного процесса в ходе различных методических занятий с воспитателями;
- поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. В последнем большую помощь могут оказать социально-психологические тренинги.
Существуют разные подходы к определению методической деятельности. Так С.Ж.Гончарова рассматривает её как деятельность «направленную на создание, внедрение и применение методов».
Организацией методической работы в ДУ непосредственно занимается зам.заведующей. Проектирует, определяет ее содержание по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, и организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.
Попытаемся наполнить эти функции содержанием деятельности, зам. заведующей. Это содержание должно дополняться с учётом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада.
Содержание методической работы заместителя заведующего по основной деятельности:
(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)
Функции управления | Содержание методической работы |
1 | 2 |
1. Информационно-аналитическая. | Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии. |
2. Мотивационно-целевая. | Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки. |
3. Планово-прогностическая. | Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива, на основе диагностики, определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДУ образовательную программу, годовой план работы. |
4. Организационно-исполнительская | Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогического совета. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем - аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями. |
5. Контрольно-диагностическая | Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды. |
6. Регулятивно-коррекционная | Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе. |
Информационно-аналитическая деятельность является основным инструментом управления дошкольным учреждением.
По содержанию управление - это регулирование воспитательно- образовательного процесса в целях повышения его качества. По форме управление - это процесс анализа информации. Технология управления представляет собой сбор информации о состоянии ДУ всей системы воспитания и образования, анализ полученной информации и выдачу рекомендаций по совершенствованию работы.