Классификация методов педагогического взаимодействия

Лекция № 4 (2 часа)

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

 

Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца.

В. Куприянов

 

 

Сущность педагогического взаимодействия.

Принципы педагогического взаимодействия.

Методы, приемы, средства воспитания.

Классификация методов педагогического взаимодействия.

Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

 

 

Сущность педагогического взаимодействия.

Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций. И от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания.

Педагогическое воздействие в учебно-воспитательном процессе позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей. Педагог при этом демонстрирует необходимые образцы, алгоритм, которому надо следовать. Ребенок должен его запомнить и повторить. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последовательность действий. Если ученик уже самостоятельно сможет это воспроизвести, то он достигает успеха.

Таким образом, главной единицей учебно - воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

Взаимодействие — это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

 

 

Принципы педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роди диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:

•   гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);

•   творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);

•   опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего);

•   равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

•   психотерапевтический характер взаимодействия;

•   эмоциональную вовлеченность (переживание опыта).

 

 

Методы, приемы, средства воспитания.

Российская педагогическая энциклопедия (М., 1993г.) определяет методы воспитания как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных, задач2.

Методы воздействия и методы взаимодействия — это конкретные пути выстраивания субъект - объектных или субъект - субъектных отношений в процессе воспитания. В повседневной воспитательной практике чаще, всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно - воспитательный процесс — это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация — это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени. Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цеди воспитания, его позиции, профессионального владения всем спектром методов и приемов, а также алгоритмом решения педагогических задач. Методы тесно связаны с методическими приемами.

Прием - это способ педагогических действий в определенных условиях (= понятию «операция»)1. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микро-группы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т.п.) — методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или др. Взаимосвязи методов и приемов подвижны, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.

 

Классификация методов педагогического взаимодействия.

Методы убеждения

Сознание развивается у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими людьми, то есть необходимо СО-знание. Организация работы информацией подразумевает ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробацию Полуниных результатов в практической деятельности. Метод убеждения — это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах: внушение, повествование, диалог, лекция и т.п. Педагог должен помнить главное правило: "Развивая детей, развиваюсь сам!". Вот почему важна опора на расширение воображения в сочетании с объяснением (удивлять и предупреждать). Д. А.Белухин обращает внимание на необходимость побуждения к положительному отношению осознания чего-либо, подкрепленная словесными воздействиями типа ободрения или одобрения.

Методы упражнения

Следующая группа методов способствует формированию единства сознания и поведения. В основе — упражнение (приучение)— такой метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Необходимо добиваться, чтобы выполнение требований, упражнений становилось нужным для самoгo ребенка. Только тогда произойдет развитие его личности.

Педагогическое требование предполагает постановку воспитанника в ситуацию выполнения определённых действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику.

Без продуманных, обоснованных требований педагога немыслима организация совместной деятельности школьников. Опытный педагог идет к детям с развернутой программой действий, и его требования есть средство реализации этой программы в делах и поступках воспитанников.

Методы самооценки

Поощрение и наказание — метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их не-желательные действия и поступки. Содержание поощрения и наказания состоит во внесения; корректив в отдельные права и обязанности учащихся как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: