В зависимости от поставленных задач

1. Инструктивный.

2. Проблемный.

3. Оперативный.

Обязательным условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональ­ной ответственности за свое дело. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образо­вательного процесса, аттестации воспитателей, организации опыт­но-экспериментальной и исследовательской работы. На педагоги­ческом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы конкретным людям и ограничены сроками.

В какой бы форме ни проводился педсовет — решения принима­ются обязательно. Они фиксируются в протоколах, к оформлению которых предъявляются определенные требования.

Часто задается вопрос: «Сколько решений должно приниматься на каждом педсовете?» Все зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять не­сколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения (такими, чтобы их можно было проверить). Ведь каждый новый пед­совет начинается с краткого подведения итогов выполнения реше­ний предыдущего.

Заключительное слово — важнейший этап работы педсовета. Оно должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепен­ных вопросов бытового, хозяйственного и организационного ха­рактера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В приведенных далее сценариях педсоветов мы не указывали ответственных и сроки, поскольку это всего лишь их примерные образцы.

В детских садах на педагогических советах ведутся протоколы. Это — обязательная отчетная документация, и к ее оформлению предъяв­ляется ряд определенных требований.

Книга протоколов педагогических советов пронумеровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью дошкольного образо­вательного учреждения. В ней фиксируется количество присутствую­щих на заседании педагогов и отсутствующие. Повестка дня пишется подробно, а затем кратко излагается ход обсуждения, предложения и замечания участников и решения по каждому из вопросов. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива еди­номышленников, создает условия для анализа и оценки существу­ющих установок и принципов в соответствии с требованиями со­временной науки и передовой практики.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения дей­ственными и способствующими улучшению работы с детьми, каж­дому заседанию должна предшествовать тщательная подготовка всех его участников. Необходимо досконально проанализировать свою деятельность, чтобы прийти на заседание с соответствующими вы­водами (что в работе с детьми не удается, почему, как выявленные недостатки можно исправить и т.д.).

Заведующий и зам. заведующего по основной деятельности помогают педагогам срав­нить результаты анализа знаний, умений и навыков детей с требо­ваниями программы воспитания и обучения в детском саду, выделить главные направления в работе. Опытному педагогу достаточно предложить диагностическую карту или вопросник к самоанализу, а начинающему специалисту лучше показать методику выявления знаний, умений и навыков детей. Возможны и взаимопроверки вос­питателей, где каждый анализирует состояние дел у своего коллеги.

Заведующий и зам. заведующего по основной деятельности продумывают организаци­онные вопросы: регламент, повестку. Заранее в методическом каби­нете оформляется выставка литературы по обсуждаемой тематике, материалы об опыте работы ведущих педагогов (пособия, конспек­ты, выписки из планов работы с детьми).

Воспитателям предлагаются задания, которые помогут подгото­виться к заседанию. Например: «Оцените навыки самообслуживания у детей вашей группы, условно разделив всех на три подгруппы:

· с устойчивыми навыками;

· с частично сформированными, но неустойчивыми;   

· с полным отсутствием тех или иных навыков.

Перечислите причины такого разного уровня и предложите сис­тему работы с детьми второй и третьей подгрупп».

Еще одно задание: «Обходя с детьми помещение для игр, пред­ложите им назвать и показать любимые предметы. Подумайте, что осталось без внимания, почему? Как пробудить у них интерес к тому или иному виду деятельности? Насколько рационально обору­дование в вашей группе?»

Подобные задания помогут создать на педагогическом совете обстановку для творчества, поиска истины.

Важным условием при подготовке педсовета является актуаль­ность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызыва­ющих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки. Поэтому ушли в прошлое скучные, заранее подготовленные доклады, которые лучше включать в другие формы работы, например теоретический семинар.

Можно подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оце­нить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые акту­альные, которые и будут включены в повестку дня педагогического совета.

Для этого составляется таблица, которая помогает определить приоритетные темы на весь учебный год (табл. 1). Однако нужно помнить, что проблемы воспитания, так же как и развития, обуче­ния, должны обсуждаться в равной степени на каждом педсовете.

Таблица 1

Перечень Очень Интерес- Не возражаю Не интересно Возражаю
вопросов интересно но и актуально   и не актуально  
к обсуждению          
на педсовете          
  3 3 3 1 0
 

Баллы

 

1         1         1         1

После определения темы рекомендуется создать рабочую груп­пу, которая продумает форму педсовета, организует помещения, составит список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсо­вет». Здесь важно представить и опыт работы, и публикации, и ме­тодический материал. Подробная повестка дня с вопросами для об­суждения должна быть вывешена не позднее чем за 2—3 недели до проведения педсовета.

Хочется особо подчеркнуть важность именно подготовки к пед­совету, от которой зависит его результативность.

Совместная деятельность ДОУ помогает каждому сформулировать выводы и рекомендации, направленные на личностное развитие воспитателей и специалистов в русле гуманизации педагогического процесса, а также на повышение психологической компетенции педагогов.

План подготовки заседания педагогического совета и возможный вариант проведения.

План подготовки заседания педагогического совета включает следующие элементы:

1. Подготовка библиографии, литературы по теме, обсуждае­мой на заседании педсовета.

2. Размножение списка литературы.

3. Разработка плана тематического или итогового контроля и показателей оценки деятельности педагогов.

4. Оказание помощи воспитателям по изучению предложенной литературы (индивидуальные беседы, консультации).

5. Подготовка отчета (если докладчик — воспитатель, заве­дующий оказывает ему конкретную поддержку и помощь в подго­товке).

6. Подготовка проекта решения (создание комиссии для подго­товки проекта решения).

7. Составление сценария на проведение совещания.

8. Определение места для проведения заседания (условия для работы воспитателей, экран, технические средства, размещение выставки).

9. Проведение анкетирования по теме заседания среди воспи­тателей и других членов коллектива.

10. Проверка отчетов воспитателей.

11. Подготовка выставки.

12. Организация открытого просмотра работы воспитателя, ес­ли на совете будет освещен его опыт.

13. Изучение деятельности педагогов. Анализ полученных дан­ных, обобщение результатов.

К заседанию оформляется стенд: «Готовимся к совету педаго­гов». На нем помещаются:

· Повестка дня предстоящего педсовета.

· Решение предыдущего педсовета.

· План подготовки воспитателей к предстоящему педсовету.

· Вопросник к анализу педагогами своей работы по опреде­ленному разделу образовательной программы.

· Список рекомендуемой литературы.

· Оперативный план контроля на текущий квартал.

· Примерная структура заседания.

Остановимся подробнее на примерной структуре заседания педагогического совета

Вначале председатель педсовета объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участво­вать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

Далее следуют:

• сообщение об исполнении решений, принятых на предыду­щих заседаниях;

информация по основной проблеме, выдвинутой на заседание; отчет по передовому педагогическому опыту, прения; обсуждение и утверждение решений педагогического совета; сообщение основных вопросов следующего заседания (утвер­ждение докладчиков и выступлений участников, даты и др.). При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена сле­дующая структура доклада:

1) значение данной проблемы;

2) чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете;

3) какие достижения и недостатки по этому вопросу имеются в ДУ;

4) предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

Анкета воспитателю по оценке деятельности педсовета

Параметры оценки Низкий балл Средний балл Высокий балл
1. Актуальность темы      
2. Связь между задачами года и темами советов в течение всего года      
3. Подготовка совета      
4. Содержание основного вы­ступления      
5. Содержание выступлений воспитателей      
6. Отношение педагогов к об­суждению проблем (внимание, реплики, вопросы)      
7. Заключительное слово руко­водителя      
8. Конкретность принятых ре­шений      

 

 Возможный вариант проведения педсовета

Заседание педагогического совета проводится, как правило, в виде творческой встречи с автором (авторами) передового педаго­гического опыта.

Начало встречи — это вступительное слово руководителя ДУ, в котором сообщается об окончании работы по обобщению опыта, о степени реализации его программы, дается краткая характери­стика методической системы, применяемой в опыте, ее широты и актуальности, называются последователи опыта и сообщаются те оценки опыта, которые прозвучали во время предыдущих меро­приятий.

Затем выступает автор опыта, раскрывающий побудительные мотивы, которые привели к возникновению опыта; систему педа­гогических средств, применяемых в опыте для решения новых об­разовательных задач (личностно-ориентированного обучения), и их педагогическую целесообразность, смысл педагогической тех­нологии (последовательность действий по использованию педаго­гических средств). Анализируются также полученные в опыте ре­зультаты.

Далее председатель педагогического совета побуждает участ­ников к обсуждению, уточнению некоторых деталей и, самое главное, к оценке адресной направленности опыта и его полезно­сти для членов коллектива.

Заканчивается заседание-встреча поощрением автора опыта, а также принятием решения по утверждению опыта и его даль­нейшему внедрению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: