Иностранная иммиграция рабочей силы в Россию

На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. Ситуация кардинально изменилась с распадом СССР. В мировом миграционном круговороте Россия заняла одно из ведущих мест, и это породило ряд проблем. Проблемы эти связаны с масштабами, качественной структурой эмиграционных иммиграционных потоков трудовых ресурсов с территории и на территорию России, формами их движения.

В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран — центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию — 865 тыс. чел., а в Россию — 609 тыс. чел. Всего официально въехало в РФ за указанные одиннадцать лет 6,7 млн. чел.

По оценкам Федеральной миграционной службы, число граждан других стран, работающих в России в последние годы, быстро увеличивается (Приложение 6). Общая численность иностранных граждан, работавших в России в 2005 году на основании разрешений на право трудовой деятельности, составила 702,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 242,1 тысячи человек (на 52,6%). В эти данные не включаются трудовые мигранты из Белоруссии.

Иностранная рабочая сила поступает на территорию Российской Федерации из 132 стран мира, в том числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании.

 Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. За 2005 год численность рабочей силы, прибывающей из Украины и Молдавии, увеличилась, по сравнению с предшествующим 2004 годом, в 1,3 раза, а из Узбекистана и Таджикистана - в 2-2,3 раза. Значительно возросла также численность рабочей силы, прибывающая в Россию из Армении, Азербайджана и Киргизии, - в 1,5-2 раза. (Приложение 7).

Сохраняется тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ.

К недостаткам указанной страновой структуры стран-экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны.

Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и связи - 4,7%.

Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство). В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица. Так, в 2005 году в экономику Москвы было привлечено более 34% от общей численности иностранной рабочей силы, Московской области - 7,3%, Свердловской области - 3,8%, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа - 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского края и Санкт-Петербурга - по 3,3%, Краснодарского края - 2,4%, Красноярского края - 2,3%.

Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:

• возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др. По официальным данным Банка России объем денежных переводов, осуществленных физическими лицами из Российской Федерации в пользу физических лиц за границу через системы денежных переводов и «Почту России», за 2006г. увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2005г. - до 6 млрд. 005 млн. долл. При этом, значительную часть денежных переводов из РФ осуществляют мигранты из стран СНГ. Объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долл. При этом, по данным Федеральной миграционной службы, неофициально мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долл. в год.

• формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;

• активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме;

• в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.

Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая —102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн. чел.

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья.

Принципиально политика России по отношению к иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную рабочую силу.

Существует ряд законодательных актов, регулирующих правовые отношения мигрантов в России. В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране.

С 15 января 2007 года вступил в силу федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в ее пределах, а также выездом из РФ.

Все эти меры направлены на регулирование миграционных потоков рабочей силы на территории РФ, а также на снижение преступности связанной с нелегальной миграцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: