Особенности экспорта трудовых ресурсов из России

 

Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция. После того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. чел., затем это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс.чел. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев — 13 —16 %. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.

В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья — 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции — в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки.

Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.).[6] Лишь 8—11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально — через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет. По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.

Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 — 2003 гг. В то же время росту эмиграции противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % — старше 60 лет, а молодежь в возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения иностранных языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государства и др.

В настоящее время предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом лицензируется и его занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие лицензии. Желающие уехать работать за границу могут также обратиться в Управление по делам трудящихся-ми грантов Минтруда и заполнить там анкету. Потом работодатели отбирают кандидатов, которые проходят тестирование. Как правило, контракт заключается на 3-4 года. С рядом стран подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией оговариваются: возраст работника, сроки найма, условия труда и его оплаты, медицинское обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и др.

Пока еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение условий возвращения специалистов, а во втором — на трудоустройство потоков беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов, охваченных гражданскими конфликтами.

На сегодняшний день, основной целью государственной миграционной политики в России является стимулирование законной и регулируемой трудовой миграции, идущей в русле экономических, демографических и внешнеполитических интересов в России. Меры для упорядочения миграционных отношений и противодействия нелегальной миграции определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг., утверждённой Правительством 19 января 2006 г. Основные задачи в области миграции - усиление позитивного влияния миграционной политики на социально-экономические и демографические преобразования России, продвижение интересов России в международных отношениях, обеспечение национальной безопасности.

К приоритетам государственной миграционной политики относятся:

- повышение миграционной привлекательности России, в частности, создание условий для привлечения в страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов и снижение эмиграции из России;

- содействие добровольному переселению на постоянное место жительства в Россию соотечественников из-за рубежа;

- создание благоприятных условий для совместной жизнедеятельности

коренного населения и мигрантов;

- повышение эффективности противодействия нелегальной миграции в

системе общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях.

- дальнейшее развитие миграционного законодательства, в том числе в части сокращения сроков получения российского гражданства;

- совершенствование миграционного учёта иностранных граждан.

Принципиальный подход Правительства РФ состоит в том, что количество привлекаемых мигрантов должно чётко соотноситься с потребностями национальной экономики и не перевешивать интересы российских работников.

 



Заключение

 

Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

Наша страна тесно сотрудничает с МОТ. На Международной конференции труда 6 июня 2006 в Женеве была подписана программа сотрудничества между МОТ и Россией на 2006 - 2009 гг. Одним из основных вопросом программы является управление миграционными процессами в России. В программе подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования национального законодательства, а также международных и двусторонних механизмов, направленных на регулирование миграции и недопущение насилия в отношении трудящихся-мигрантов.

Международная миграция в перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование международной миграции и цена рабочей силы нее чаще определяются не отдельными государствами и ТНК, а мировым сообществом и формирование международного рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.

 



Приложение 1

Таблица 1. Показатели рынка труда Регион

Изменения в уровне безработицы (%)

Уровень безработицы (%)

Уровень роста ВВП (%)

Занятость по отношению к коэффициенту населения (%)

Годовой уровень роста рабочей силы (%) Годовой уровень роста ВВП (%)
2001-2006 1996 2005 2006 2005 2006 2007 1996 2006 1996-2006 1996-2006
Мир в целом -0,2 6,1 6,4 6,3 4,9 5,2 4,9 62,6 61,4 1,6 4,1
Экономически развитые страны и Евросоюз -0,4 7,8 6,8 6,2 2,5 3 2,8 55,9 56,7 0,7

2,6

Страны Центральной и Восточной Европы (не входящие в ЕС) -0,5 9,7 9,4 9,3 6,4 6,3 6,1 54,8 53 0,3 4,3
Страны Восточной Азии -0,3 3,7 3,5 3,6 9,2 9,2 9,1 75,1 71,6 0,9 8,2
Юго-Восточная Азия и страны Тихого океана 0,7 3,7 6,6 6,6 5,8 5,4 5,7 67,5 66,1 2,2 4,1
Южная Азия 0,2 4,4 5,2 5,2 8,2 7,9 7,2 58,4 56,5 2,1 6,1
Латинская Америка и страны Карибского моря -0,5 7,9 8,1 8,1 4,3 4,7 4,2 58,5 60,3 2,4 3
Средний Восток и Северная Африка -1,1 13 12,3 12,3 5,5 6,1 5,5 44,9 47,3 3,5 4,6
Африка к югу от Сахары -0,4 9,2 9,7 9,7 5,6 4,8 5,9 68,8 67 2,5 4,0

 



Приложение 2

 

Диаграмма 1. Годовой уровень роста рабочей силы 1996-2006

Источник: ILO, Global Employment Trends Model, 2006; IMF, World Economic Outlook, September 2006

 



Приложение 3

Диаграмма 2. Безработица в мире 1996, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006 гг. (млн. чел.)

 



Приложение 4

 

Таблица 1. Оценочная численность международных мигрантов и их процентное распределение по основным регионам, включая долю женщин-мигрантов 1990-2005 годы

Основной регион

Численность международных мигрантов (миллионы человек)

Прирост (миллионы человек)

Процентное распределение международных мигрантов

Доля женщин-мигрантов

1990 год 2005 год 1990-2005 годы 1990 год 2005 год 1990 год 2005 год
Мир в целом 154,8 190,6 35,8 100 100 49,0 49,6
Более развитые регионы 82,4 115,4 33,0 53 61 52,0 52,2
Менее развитые регионы 72,5 75,2 2,8 47 39 45,7 45,5
Наименее развитые страны 11,0 10,5 -0,5 7 5 46,2 46,5
Африка 16,4 17,1 0,7 11 9 45,9 47,4
Азия 49,8 53,3 3,5 32 28 45,1 44,7
Латинская Америка и Карибский бассейн 7,0 6,6 -0,3 5 3 49,7 50,3
Северная Америка 27,6 44,5 16,9 18 23 51,0 50,4
Европа 49,4 64,1 14,7 32 34 52,8 53,4
Океания 4,8 5,0 0,3 3 3 49,1 51,3
Страны с высоким уровнем дохода 71,6 112,3 40,6 46 59 47,9 48,7
Развитые страны с высоким уровнем дохода 57,4 90,8 33,4 37 48 50,1 50,8
Развивающиеся страны с высоким уровнем дохода 14,2 21,5 7,3 9 11 39,3 39,8
Страны со средним уровнем дохода 24,7 25,7 1,0 16 13 52,5 52,9
Страны с более низким уровнем дохода 24,8 22,6 -2,2 16 12 51,7 52,9
Страны с низким уровнем дохода 32,7 28,0 -4,7 21 15 46,9 47,8

Источник: United Nations, Trends in Total Migrant Stock: The 2005 Revision.

Примечание: При распределении по уровню дохода использована классификация Всемирного банка.

 



Приложение 5

                     
- общая  
- мужская
- женская
 
   
 
   
 



Таблица 1. Страны с наибольшим объемом получаемых денежных переводов и самой высокой долей денежных переводов в ВВП: 2004 год

Страна Денежные  переводы (млрд.долл.США) Совокупная процентная доля от мирового объема Страна Денежные переводы в виде процентной доли от ВВП

Индия

21,7

9,6

Тонга

31,1

Китай

21,3

19,0

Молдова

27,1

Мексика

18,1

27,1

Лесото

25,8

Франция

12,7

32,7

Гаити

24,8

Филиппины

11,6

37,8

Босния и Герцеговина

22,5

Испания

6,9

40,9

Иордания

20,4

Бельгия

6,8

43,9

Ямайка

17,4

Германия

6,5

46,8

Сербия и Черногория

17,2

Соединенное Королевство

6,4

49,6

Сальвадор

16,2

Марокко

4,2

51,5

Гондурас

15,5

Сербия и Черногория

4,1

53,3

Филиппины

13,5

Пакистан

3,9

55,0

Доминиканская Республика

13,2

Бразилия

3,6

56,6

Ливан

12,4

Бангладеш

3,4

58,1

Самоа

12,4

Египет

3,3

59,6

Таджикистан

12,1

Португалия

3,2

61,0

Никарагуа

11,9

Вьетнам

3,2

62,4

Албания

11,7

Колумбия

3,2

63,8

Непал

11,7

США

3,0

65,1

Кирибати

11,3

Нигерия

2,8

66,4

Йемен

10,0

Всего, страны мира

225,8

100,0

 

 

Источник: World Bank, Global Economic Prospects 2006.

 


 Приложение 6



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: