Глава 2. Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь

 

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

1) близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

2) соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;

3) древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);

4) богатый природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща и т.д.

В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

По состоянию на 1 января 2009 года в Беларуси насчитывается 312 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 25 тысячи мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 6,7 тыс. человек[16].

В настоящий момент в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92% от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства проживания размещены, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан[17].

Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии классификации, что означает, что многие из них не имеет класса даже «одной звезды».

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тысяч объектов общественного питания расположенных в общедоступной сети.

Учитывая важное географическое положение Республики Беларусь, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

Актуальным является и развитие сети предприятий быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тысяч предприятий быстрого питания[18].

Также существуют и проблемы туристской инфраструктуры.

Например, при развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения.

Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры.

Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.

Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа - охранных зон памятников, границы, для большинства которых не определены и по сей день.

Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.

Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях.

И главное - отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий.

Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.

В этой связи завершенная Схема предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) - трансъевропейские коридоры: № 2 Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва; № 9 Стамбул-Бухарест-Киев-Гомель-Витебск-Санкт-Петербург; № 9А Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России-Брянск-Гомель-Мозырь-Пинск-Брест-Варшава; Москва-Смоленск-Витебск-Полоцк-Рига; Вильнюс-Глубокое-Полоцк-Великие Луки-Санкт-Петербург; Варшава-Белосток-Гродно-Вильнюс-Санкт-Петербург; Минск-Орша-Мстиславль-Костюковичи; Москва-Рославль-Кричев-Рогачев-Бобруйск; Белосток-Волковыск-Барановичи.

В этом каркасе выделяются центры национальной туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов - расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи больших городов - туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны.

Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.

Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.

Согласно рекомендациям ВТО, статистика туризма осуществляется по двум важнейшим разделам: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов[19].

Анализ основных тенденций конъюнктуры внешних рынков и их влияние на определение приоритетов отрасли можно проследить через структуру туристского потока в Республику Беларусь. Таблица показывает основные рынки экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных и деловых целях. Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения о пересечении государственной границы, а также целей путешествий.

К показателям туристских потоков относится количество прибытий (отбытий). Динамика туристских потоков Республики Беларусь по въездному и выездному туризму за период 2005 – 2009 гг. представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Динамика туристских потоков в Республике Беларусь[20]

Год количество прибытий в РБ количество отбытий из РБ
2005 90811 572398
2006 89524 525430
2007 105410 516796
2008 91587 380349
2009 95463 316322

 

За рассматриваемый период можно отметить увеличение числа прибывших туристов в Республику (2005 – 2009 гг.), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (2005 – 2009 гг.). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.

10 стран-лидеров по посещаемости Беларуси представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 -10 стран-лидеров по посещаемости Республики Беларусь (по данным Минстата) [21]

 

 

Страна

Количество иностранных туристов, посетивших РБ

2007 2008 2009
Страны СНГ 33124 53186 59945
Россия 27097 50444 56547
Великобритания 8208 7674 4962
Турция 4576 6087 4680
Германия 7402 3027 2568
Польша 2983 2832 3729
Литва 8249 2600 2979
Италия 5090 2672 2531
Украина 1348 1898 2423
Франция 1176 1257 1114

 

Проанализировав данные о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются, страны СНГ, Россия, Великобритания, Турция, Германия, Польша, Литва, Италия, Украина и Франция.

Из стран СНГ прибыло в республику 59,9 тыс. человек, что на 13,4% больше, чем в прошлом году. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией – 56,5 тыс. человек (увеличение на 12,1 % по сравнению с 2008 г.) и Украиной – 2,4 тыс. человек (на 27,7%).

Среди других стран мира лидерами по числу посещений республики являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Турция. На долю этих стран проходилось в 2009 г. 64,6% организованных туристов из других стран мира (в 2008 г.–67,9%).

Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сохранилась на уровне прошлого года и составила 5 дней.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

1) образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами

2) массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

3) неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

4) отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

5) практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

6) невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Статистика туристских доходов представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Объем экспорта и импорта туристских услуг Республики Беларусь по статье «поездки» (млн. долл. США) [22]

Платежный баланс 2005 2006 2007 2008 2009
Экспорт - всего 253,1 286,3 324,6 365,3 408,4
в т.ч. по странам:          
СНГ 125,6 149,3 180,1 205,8 233,6
вне СНГ 127,5 137,0 144,5 159,5 169,5
Импорт - всего 447,6 586,4 606,0 672,4 724,8
в т.ч. по странам:          
СНГ 194,8 268,9 267,8 311,9 373,8
вне СНГ 252,8 317,5 338,2 360,5 384,4

 

Как видно из таблицы импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2009г. составил 408,4 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2008г. на 16,1%. Импорт в прошедшем году также увеличился на 7,6% и составил 724,8 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается увеличение сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг[23].

Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: