ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Республике Беларусь

 

Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:

· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);

· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;

· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;

· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;

· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;

· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);

· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;

· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии - завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:

· оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;

· разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;

· определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:

· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;

· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;

· должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;

· государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;

· единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.

Также, если мы хотим, чтоб внутренний туризм имел хорошие перспективы в будущем, необходимо развивать направления основных видов туризма: транзитный и трансграничный туризм, водный, познавательный туризм, агро - и экотуризм, спортивный, рекреационный и оздоровительный туризм, деловой и религиозный туризм.

Выделим по каждому виду туризма основные направления.

1.Транзитный и трансграничный туризм

Исходя из геополитического положения страны программой предопределено:

- развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;

- организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

- создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, и др.);

2. Водный туризм

Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.

С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается: на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря; на реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля:

· Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.

· Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха.

Программой предусмотрено строительство пассажирских судов соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов;

3. Познавательный туризм

Основой для развития познавательного туризма предусматривается использование культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается:

- создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики;

- более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;

- более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому.

4. Агро - и экотуризм

Программой предусматриваются следующие направления развития агротуризма:

- создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

- активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах;

- создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Основными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются: организация туристских походов в нетронутые уголки природы; фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях; туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной;

5. Спортивный туризм

Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили три основных направления в развитии спортивного туризма: оздоровление нации через развитие активных форм туризма; развитие «фанат-туризма» через организацию туристских маршрутов с посещением массовых спортивных мероприятий; возрождение туристско-спортивных клубов;

6. Рекреационный и оздоровительный туризм.

Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является более эффективное использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры. В этой связи предусматривается:

- более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики;

- обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых туристских услуг в местах отдыха и оздоровления;

- создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок;

7. Деловой туризм

Рост деловой активности, расширение международных контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма. Основное внимание будет уделено:

развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организации международных торговых выставок, ярмарок; создание условий для оказания туристско-экскурсионных услуг бизнесменам, работающим в Республике Беларусь;

8. Религиозный туризм

Определены следующие направления его развития:

- использование потенциала основных религиозных конфессий;

- организация паломнических туров;

- организация туров по местам религиозных святынь[24].

Перспективными для развития можно выделить такие специфические виды туризма, как медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.).

Устойчивое развитие туризма - процесс длительной перспективы, требующий поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде. Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; формирование определенных традиций гостеприимства; внедрение нововведений и широкое использование информационных технологий; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и санаторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии.

В целом же туризм, развивающийся устойчиво, позволяет повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и природные лечебные ресурсы[25].

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив состояние внутреннего туризма в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

В первой главе можно сделать вывод, что Республика Беларусь имеет достаточный природный и культурно-исторический потенциал для развития всех видов туризма. Несмотря на то, что он не располагает знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Это:

- близость туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

- соседство со странами Балтии, России, Польши, Украины является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;

-богатый природный потенциал, и т.д.

Во второй главе - состояние инфраструктуры туризма на территории Республики Беларусь характеризуется в основном устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко-культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем. Имеющиеся объекты общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам. Медленными темпами ведется строительство современных туристических объектов. Также в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Наметилась тенденция к сокращению числа выездов, в то же время неуклонно растет (хотя и незначительными темпами, около 10 % в год) количество прибытий в страну.

В третьей главе – внутренний туризм Республики Беларусь имеет хорошие перспективы развития в будущем. Однако на данный момент современное состояние туризма в Республике Беларусь, с одной стороны, расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых в советские времена объемов предоставления туристских услуг, ухудшением состояния материальной базы туристской отрасли, отсутствием системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, а с другой стороны, отмечается начало реконструкции старых отелей и строительство туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, рост туристских организаций по всей республике.

Тем ни менее, несмотря на все эти проблемы, государству нужно приложить максимум усилий для развития туризма в стране.

И наконец, в целом можно сделать вывод, что туризм – это сложное и многогранное явление современного информационного этапа развития общества, это важная сфера человеческой деятельности. Туризму, который по прогнозам Всемирной туристской организации в XXI в. станет двигателем мировой экономики, свойствен целый ряд функций экономического (создание новых рабочих мест; развитие местной инфраструктуры; увеличение поступлений в государственный и местные бюджеты; увеличение валютных поступлений в страну и т.д.), социального (восстановление трудоспособности населения; рациональное использование рабочего времени; обеспечение занятости; рост уровня жизни местного населения и т.д.) характера, поэтому каждая страна старается всеми усилиями развивать эту отрасль хозяйства.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: