double arrow

Вопрос 1. Государственная политика по контролю за оборотом наркотических средств

Введение

Одной из главных задач государства является охрана общественных отношений, складывающихся в области охраны здоровья, благополучия населения и общественной нравственности.

Государственная политика по контролю за оборотом наркотических средств.

Необходимость государственного регулирования отношений, возникающих в сфере оборота наркотических средств, в том числе установления ответственности за незаконные действия в этой сфере, вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации[1].

Для обеспечения общегосударственного подхода к регулированию оборота наркотических средств постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации[2]. В концепции ставилась задача детально урегулировать порядок оборота наркотических средств, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть нормы об ответственности за связанные с ними правонарушения, внедрить систему мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков, а также разработке правовых основ сотрудничества с зарубежными и международными организациями, занимающимися борьбой с наркобизнесом.

В целях реализации задач, определенных вышеуказанной Концепцией в России велась работа по разработке нормативно-правовой базы, результатом которой явился Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[3], который закрепил организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту; организационно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркологической помощи больным наркоманией.

В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств. Уточнение терминологии важно не толь­ко для развития юридической науки, но и в связи с необходимостью пра­вильной квалификации правонарушений в сфере оборота наркотических средств, проведения экспертиз, разработки тактики расследования, реше­ния вопросов предупреждения преступлений.

В Законе (ст. 1) «наркотические средства» определяются как вещест­ва синтетического или естественного происхождения, препараты, расте­ния, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных ве­ществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.

Официальный список и точные названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наркоти­ческих средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 30 июня 1998 г. № 681.

В зависимости от применяемых государством мер контроля дейст­вуют следующие списки:

- список № 1, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- список № 2, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в от­ношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- список № 3, включающий психотропные вещества, оборот кото­рых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допуска­ется исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- список № 4, включающий список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливают­ся меры контроля в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и международными договорами Российской Федерации.

Правовое регулирование оборота наркотических средств и противо­действия их незаконному обороту имеет комплексный характер и интегри­рует нормы различных отраслей права. Это обусловлено многообразием общественных отношений, возникающих в данной сфере, для упорядоче­ния которых требуется использование разнообразных методов, свойствен­ных различным отраслям права.

Например, порядок приема гражданина на работу, связанную с обо­ротом наркотических средств, регулируется сразу несколькими отраслями права. Во-первых, это реализация гражданином конституционного права на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации). Во-вторых, прием на работу регулируется трудовым законодательством. В-третьих, оформление допуска к работе с наркотическими средствами, а также контроль за дея­тельностью, связанной с наркотическими средствами, регламентируются административно-правовыми нормами. В-четвертых, в случае совершения правонарушений в сфере оборота наркотических средств гражданин при­влекается к административной или уголовной ответственности.

Деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая в со­ответствии с административным законодательством, а в случаях, преду­смотренных Федеральным законом «О наркотических средствах и психо­тропных веществах», - и иных субъектов по предупреждению и пресече­нию правонарушений в сфере оборота наркотических средств путем про­ведения надзорно-охранных мероприятий в отношении каких-либо лиц или объектов, применения мер убеждения, психического или физического принуждения может рассматриваться как административно-правовой кон­троль за оборотом наркотических средств.

Органы исполнительной власти осуществляют административно-правовой контроль:

1) за оборотом наркотических средств;

2) допуском лиц к работе с наркотическими средствами.

Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О наркотиче­ских средствах и психотропных веществах» основа контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - закрепление государ­ственной монополии на все виды оборота наркотиков и установление ме­ханизма государственного лицензирования всех видов деятельности, свя­занных с оборотом наркотических средств. Целью контроля, осуществляе­мого уполномоченными государственными органами, является обеспече­ние личной безопасности граждан, их жизни, здоровья и общественной безопасности.

Законом определено, что деятельность, связанную с оборотом нарко­тических средств, может осуществлять юридическое лицо, в состав руко­водителей которого входит специалист, имеющий соответствующую про­фессиональную подготовку.

Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом нар­котических средств, определен Правительством Российской Федерации. В частности, постановлениями Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 21 июня 2002 г. № 454; «Об утвер­ждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психо­тропных веществ» от 14 июня 2002 г. № 423.

Таким образом, лицензирование оборота наркотических средств фак­тически является предварительным контролем, служащим средством охра­ны прав и свобод граждан. По существу, органы, выдающие лицензию, должны рассматриваться своего рода гарантами того, что лицензируемая деятельность не нанесет ущерба личной и общественной безопасности.

Контроль за допуском лиц к работе с наркотическими средства­ми. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» определил, что оборот наркотических средств является ограни­ченным. Следовательно, и круг субъектов, имеющих доступ к наркотиче­ским средствам, тоже должен быть ограничен.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892.

Согласно п. 6, 7 указанных Правил руководитель организации или лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в органы внутренних дел по месту нахождения этой организации с приложением ан­кеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами, и в уч­реждение здравоохранения по месту жительства этого лица.

На основании полученных из органов внутренних дел и учреждений здравоохранения данных управлением (отделом) кадров, а в случае их от­сутствия - работником, ведущим кадровую работу в организации, состав­ляется письменное заключение о возможности допуска лица к работе с наркотическими средствами, которое утверждается руководителем органи­зации или лицом, его замещающим.

Однако в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О нарко­тических средствах и психотропных веществах» заключение о доступе не­посредственно к наркотическим средствам выдается органами по контро­лю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Во исполнение указанного Федерального закона бывшим Государст­венным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом нар­котических средств и психотропных веществ принят приказ от 18 декабря 2003 г. № 276 «Об организации работы по выдаче заключений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с не­законным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении пре­ступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Одним из оснований для проведения оперативно-разыскных меро­приятий в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» является сбор данных, необхо­димых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуа­тацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей (п. 6 ст. 7).

По нашему мнению, проведение проверки должно быть вменено в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел. Именно они обладают не только общей, но и специальной подготовкой, имеют соответ­ствующую квалификацию и опыт. Подобный порядок будет способствовать созданию единого (централизованного) банка данных о лицах, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами, а следовательно, обеспечи­вать более строгий контроль за легальным оборотом наркотиков.

В результате проведения проверочных мероприятий выясняются различные вопросы: имеет ли лицо непогашенную или неснятую суди­мость за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое престу­пление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за преде­лами Российской Федерации; предъявлялось (предъявлено) ли обвинение в совершении преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; не подготавливает ли ли­цо совершение преступления; уточняются отдельные вопросы анкеты и т. д.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет порядок оборота не только наркотических средств и психотропных веществ, но и их прекурсоров, аналогов. Следовательно, должна быть предусмотрена процедура допуска к работе с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, их аналогами. Однако анализируемые Правила устанавливают допуск только к работе с наркоти­ческими средствами и психотропными веществами, что не соответствует требованиям Федерального закона «О наркотических средствах и психо­тропных веществах».

Отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере негативно отражается на качестве контроля над оборотом нарко­тических средств и снижает уровень противодействия их незаконному обороту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: