«В основном, конечно, приходится искать, особенно если что-то надо в зимне-весенний период, поскольку, повторюсь, приход у меня сельский, и многолюдно бывает разве что летом. Вот тогда народу много, и помощь есть ощутимая. У нас есть зажиточные московские дачники».
Но даже в тех местах, где имеются достаточно богатые предприниматели, далеко не все из них предлагают помощь по собственной инициативе. Зачастую получение помощи связано с немалыми усилиями и унижениями со стороны просителя. Вот что ответил на вопрос «Приходят ли благотворители сами или надо искать?» один из наших респондентов:
«Чаще искать приходится… Если сам приду на какое предприятие, особенно на малое производство, расскажу по какой нужде и о том, что нам надо, то дают».
Или так:
«Если бегаешь, обращаешься, может и дадут какие копейки (тысяч 5-10), но мне просто жалко тратить время и силы на то, чтобы бегать и клянчить деньги».
++++++++++++++
«В начале перестройки, когда храм только передали, я по наивности своей думал, сейчас пойду, скажу людям: «Cмотрите, какой храм, давайте его построим, это жемчужина… края, давайте всем миром... А все, притупив взоры: «Ладно, может быть когда-то, что-то...». В общем, ничего не получилось. И всё понял, и у меня отпал всякий интерес ходить, да и не умею я, честно говоря, просить».
|
|
++++++++++++++
«Приходят раз в сто лет. Надо искать. Чтобы сами, да именно на социальный проект дали, такого никогда не встречал».
В любом случае материальная помощь от частных предпринимателей в провинции исчисляется незначительными суммами, на которые невозможно рассчитывать при планировании долгосрочных программ. Приходские инициативные группы, как правило, выживают своими силами:
«Прежде всего, мы живем своими силами, если кто-то оказывает эту помощь, мы конечно благодарны, но эта помощь не является значительной, она носит вспомогательный характер. Все-таки, у нас нет таких крупных предприятий, производителей, которые могли бы оказывать серьезную большую помощь».
++++++++++++++
«Помощь есть, хоть не всегда большая. Правда, я не всегда склонен объяснять бизнесменам – на какой проект мне деньги нужны, потому что бывает и такое, что мы деньги просим на какой-то проект, а им он кажется незначимым, мы одно хотим делать, а у них – другие идеи».
Несовпадение интересов благотворителей и инициативных православных групп – это одна из проблем, которая не раз всплывала в интервью. Это говорит об отсутствии координации (координирующего органа) и, соответственно, о том, что социальное служение всё ещё остаётся периферийной темой общественного сознания и не стоит в главной повестке дня у государства:
|
|
«Бывает, что есть богатое, мощное предприятие, но оно может и ничего не дать, поскольку уже имеет собственные проекты».
Сама по себе разовость помощи, её спонтанный, случайный характер также не позволяют говорить об основательности сложившихся отношений между церковными благотворительными организациями и бизнесом. В России пока ещё нельзя говорить о систематической благотворительности, какую мы наблюдаем в развитых странах:
«Нам бы хотелось не разовые помощи, пусть даже и большие. Пусть они будут небольшими, но стабильными, чтобы я знал, что в течение года буду каждый месяц получать определённые средства... тогда я смогу развивать проекты, строить программы».
Многое зависит от личности бизнесмена, его отношения к православию. Большинство благотворителей хотят знать, на какие конкретно дела идут их средства. Многих настоятелей храмов и руководителей групп по оказанию социальной помощи это не устраивает, им хотелось бы большей свободы в распоряжении средствами. Но в любом случае помощи со стороны частных предпринимателей, как правило, недостаточно. Социальное служение Церкви в настоящий момент, по свидетельству опрошенных нами священников, в основном существует на пожертвования частных лиц, а не организаций. Стоит ли говорить, что этих средств не хватает.
В заключение раздела мы приведём высказывание одного из опрошенных экспертов, которое, как нам кажется, выражает мнение всех участников социального служения и очерчивает контуры перспективного развития этого направления гражданских инициатив. Фактически он также поднимает тему «корпоративного гражданства», о которой мы вскользь упомянули выше:
«Хотелось бы более активного участия бизнес-структур в развитии социальных проектов для социально незащищенных групп людей. Область интересов бизнеса, как правило, лежит в сфере развития «успешных» направлений – одаренные дети, новые технологии и т.д. Меньше интереса у представителей бизнеса вызывают незащищенные категории людей. В это области видится целесообразным разработка корпоративных программ содействия социально незащищенным группам в контексте социальной ответственности бизнеса при содействии церковных структур и общественных организаций. В таком случае бизнес мог бы со своей стороны оказывать финансовую поддержку, а механизмы реализации и освоения этих средств должны быть предоставлены церковными и общественными структурами».
Взаимодействие с НКО
Взаимодействие с НКО также относится к числу тем, которые были поддержаны во время интервью только частью опрошенных. По нескольким высказываниям, разумеется, нельзя делать обобщённые выводы о состоянии дел в этой области. Тем не менее, основные тенденции и закономерности очевидны. А если исходить из более-менее однородности российского общества в разных областях страны – исключая, может быть, Москву и Петербург, – то можно с большой уверенностью предположить, что те же самые вещи происходят и в остальных приходах, занимающихся социальным служением.
Прежде всего, нужно отметить, что все высказавшиеся на тему сотрудничества с НКО, отметили важность взаимодействия. Соединение усилий в будущем неизбежно по мере расширение социальной деятельности, хотя бы потому, что в НКО работают квалифицированные специалисты, которых может не найтись среди прихожан, тем более в провинции:
«Как только мы выходим на более-менее высокий уровень, то сразу начинаем взаимодействовать с фондами. Стремиться к взаимодействию с некоммерческими организациями нужно. Ведь что такое НКО? Это люди, которые вышли на серьезный уровень работы. Для нас необходимо общение с общественными организациями».
|
|
++++++++++++++
«Конечно, надо иметь в своей организации людей или одного человека, ответственного за направление (в данном случае потребовавшее квалифицированного специалиста)... За нас такую работу выполнял московский фонд «Волонтеры – в помощь детям сиротам»… Когда мы решили заниматься социальными вопросами два года назад, то сразу определили себе такой уровень, что немедленно потребовалось сотрудничество и с некоммерческими, и коммерческими организациями, и с органами власти».
++++++++++++++
«Взаимодействие мне видится необходимым, т.к. все мы граждане одного отечества все радеем за духовное и нравственное развитие нашего общества, поэтому обязательно должны консолидироваться».
Существуют и свои трудности взаимодействия с НКО. На вопрос, в чём эти трудности, респонденты отвечали так:
«В незначительных вопросах трудности есть. Далеко не все НКО готовы сотрудничать с Православной Церковью. По различным причинам. Разность во взглядах о предмете сотрудничества, в формах и способах достижения целей, негативный опыт такого сотрудничества (личный, а чаще чужой) и т. д.».
++++++++++++++
«Такое взаимодействие было бы интересным, но у нас поблизости ничего подобного нет, а с другой стороны, общественная организация, её мы и при храме можем создать, только средства на работу где возьмем?»