Вопрос: Существует официальный документ – «Концепция служения Церкви», принятый, фундаментальный. Хотелось бы услышать ваше мнение – насколько важно социальное служение церкви, в каком объёме и зачем этим заниматься Церкви?
«Если начать с того, что церковь служит людям, и помогает людям найти Бога, то есть в каком-то плане это сакральное служение, помогает людям обрести веру в Бога. То есть так или иначе она помогает людям. Социум помогает тем, кто нуждается в помощи… И поэтому я считаю, что Церковь не только служит каким-то таинствам и закрыта для общества, но она и есть и должна быть открыта для общества и для социального служения людям и для помощи людям. Это однозначно, всегда так было, всегда так должно быть».
Вопрос: «Ваше отношение к концепции социального служения Церкви?»
«Церковь, безусловно, должна заниматься социальными вопросами, это очень важно и для прихожан и для общественного мнения и для места Церкви в современном обществе. Социальные инициативы Церкви должны быть наравне с общегосударственными».
++++++++++++++
«Служение очень важно. Почему? Потому что, ведь сама церковь – это не то здание, в котором мы с Вами находимся, а церковь – это общество людей, а глава – Христос. И мы, как служители, священники, конечно же, всегда идем туда, где нас зовут, например, в первую очередь, где нуждаются в том или ином духовном попечении, духовной заботе. Поэтому, конечно же, это наша прямая обязанность священнослужителя. Вот. <…> Сейчас, наверное, времена, которые более их можно обозначить сложнее, чем времена апостольские. Почему? Потому что Апостолы уходили и проповедовали в места к язычникам, к варварам и проповедовали слово божье людям, которые не знали о Христе. Сейчас же Евангелие проповедано всему миру, переведена на все языки и конечно же зная Христа, зная заповеди Божьи, закон Божий, люди более склонны к тем наверное материальным удовольствиям и к влечениям мира, которые дает нам современная эпоха. Поэтому, тут проповеди достаточно сложнее, говоря людям о том, что они уже все знают, но не хотят ничего делать. Это такой вот момент. Важность социального служения, конечно же, это должно быть в совокупности вместе и с государственной поддержкой».
Вопрос: «То есть, надо поднимать народ на такое служение?»
« Однозначно, пока мы этого не сделаем, наша церковь будет закрыта. Сакральна даже может быть где-то. Может мы, скорее, прикрываемся стенкой, таинственным, обрядовой стороной, мы заняты, у нас день и ночь службы, Батюшке некогда. А миряне-то где? Миряне? Где приход? Всё это необходимо для жизни церкви, и церковь-то зародилась как? Жены-мироносицы, пошли куда? Не во дворцы к императору. Пошли к простым людям, и в принципе слово Божие это и было первое социальное служение – нести Слово. Что это Богом установленное служение».
++++++++++++++
«Церковь всегда этим занималась, испокон веку, так почему ей не заниматься этим и сейчас. Конечно, времена изменились, православие больше не государственная религия, но все равно социальные вопросы должны и могут решаться именно Церковью, во первых потому, что больше никому нет дела до немощных стариков, брошенных детей, многодетных семей, малоимущих и нищих (именно они – основной контингент приложения, я бы сказал, сил в социальном служении), а во вторых, потому что у Церкви есть опыт такого служения, опыт многовековой и положительный».
++++++++++++++
«Я могу судить так, как судит церковь. Это, во-первых. Это мое, личное, отношение. Потому что священник и вообще церковь, она первая кто должен этим заниматься. Отношение человека к человеку. Мы всегда говорим о том, люди же общаются, и это и есть наш экзамен, наше испытание на любовь друг к другу. И если мы говорим о социальном служении, то Церковь, конечно, должна этим заниматься. Потому, что как кто, если не другой поможет человеку? Поддержит, посострадает. Часто мы в крайности впадаем: или мы только говорим, или мы только делаем. Делаем, в смысле, не объясняя людям, не разговаривая с ними о вере, об этом служении. Дали копеечку или хлебушек и все. А надо не только это делать, надо стремиться его привлечь к Церкви. Ведь наша жизнь – испытание на Любовь. Мы должны смотреть друг на друга глазами Христа, как говорил Антоний Сурожский. Он говорил с любовью и от него не могли уйти люди равнодушными. И многие, с кем этот священник общался, оставались в Церкви. Вот это служение. Это пример великих святых. Ведь он шел к нищим от любви к ним. И не просто помогал им чем-то материальным, а помогал им тем, что они исправляли свои жизни, приходили в Церковь. Служение в духовном плане должно быть».
++++++++++++++
«Как сказал Христос, «нищих всегда имейте с собой». Бедность всегда существует. У Церкви – духовное попечение. А следствием христианской любви является какая-то благотворительность. Разная. В разное время, в разном строе, в разном государстве понимание этого различное».
++++++++++++++
«Нам кажется, что мы спасаемся постом и молитвой. Доброделание и милосердие у нас где-то на периферии сознания. Люди благочестивые больше склонны устроить себя по-монашески. Хотя бы попытаться. Может это потому, что литература у нас в основном такая аскетическая… А люди далекие от церкви, они так мало имеют энергии! Они и в храм-то приходят редко, и исповедуются не часто, и дела их семейные ближе к телу и заслоняют дела милосердия, дела служения неимущим, которые они могли бы сделать. А людей, которые бы вот так посмотрели, под таким углом зрения, их очень мало. Можно говорить, что существует разрыв между богословием и миром, и духовенство необразованное, и прихожане в некотором смысле развращены. Это то, что я вижу на городских приходах, я не говорю про сельские».
Вопрос: «То есть никакого общественного движения не видно и помощи?»
« Я бы даже сказал какое-то общественное разложение. О чём говорить, если в целом нет образования, нет работы постоянной. У людей с детства начинается только один интерес – интерес к слабостям человеческим, и далеко они не ходят. Ладно, если 5-10% продолжают образование, куда-то уезжают. Какое общественное движение? У нас общественная дегенерация, я бы сказал, просто общественное разложение. Каких-то таких консолидаций, движений нет. Единственное у нас там за последние 12 лет, что я там жил и работал, служил, в консолидации появился храм, люди стали ходить, трудиться, помогать строить вместе. Сейчас приходят молиться вместе. Там год как он уже открытый, я вчера посмотрел, на Чтении великого канона народу было даже больше, чем на Сретение. Вот это меня поразило, это я считаю – консолидация! Это – объединение! То есть когда у людей есть цель, и цель благая, которой является сам Христос, и люди стремятся к этой цели – вот это консолидация! Может какое-то объединение, и даже общественное движение. А вне церкви, вне храма (во всяком случае, в данный момент я вижу), можно объединиться вокруг каких-то творческих интересов, каких-то идей, но в глубинке, в деревне объединить людей, если не у магазина, то только у храма. Такие две противоположности – или там, или здесь (или дискотека, или святое место).
Вопрос: Необходимо ли Церкви заниматься социальными вопросами? Для чего? Как активно?
«Необходимо. Ради земного отечества. Еще активнее».
++++++++++++++
«Мы живем сегодня в жестоком мире, который все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма. И поэтому именно сегодня, когда в России были восстановлены и построены тысячи православных храмов, у христиан, у прихожан есть возможность послужить ближнему. Ведь христиане призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Рядом с нами живет много страдающих, одиноких людей, людей с ограниченными возможностями, которым не в силах помочь государство. А значит, помочь может и должна Церковь».
++++++++++++++
«Церковь служит людям, и помогает людям найти Бога, то есть в каком-то плане это сакральное служение, помогает людям обрести веру в Бога. То есть так или иначе она помогает людям. Социум помогает тем, кто нуждается в помощи…. И поэтому я считаю, что Церковь не только служит каким-то таинствам и закрыта для общества, но она и есть и должна быть открыта для общества и для социального служения людям и для помощи людям. Это однозначно, всегда так было, всегда так должно быть».