Подход на основе выделения различных школ

 

Таблица 3 – Первоначальные школы управленческой мысли

Название школы Основатели школы Основные идеи и принципы
1 2 3
Школа научного управления, 1885-1920 г.г. Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт, Генри Форд Основные принципы научного управления Фредерика У. Тейлора 1) Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д. Повышение производительности труда за счет рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. 2) Абсолютное следование разработанным стандартам 3) Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу. 4) Оплата труда по результатам. Систематическое использование стимулирования труда с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Разработка и введение норм выработки. 5) Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям. 6) Сотрудничество между администрацией и рабочими с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Продолжение таблицы 3

Административная (классическая) школа), 1920-1950 г.г. Анри Файоль, Линдалл Урвик, Альфред П. Слоун Цель школы – создание универсальных принципов управления, позволяющих повысить эффективность деятельности организации в целом. Принципы управления Анри Файоля 1) Разделение труда 2) Полномочия и ответственность 3) Дисциплина 4) Единоначалие 5) Единство действий 6) Подчиненность личных интересов интересам организации 7) Вознаграждение персонала 8) Централизация управления 9) Скалярная цепь (цепь команд) 10) Порядок 11) Справедливость 12) Стабильность персонала 13) Инициатива 14) Ответственность
Школа человеческих отношений, 1930-1950 г.г. Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мейо Делается акцент на роли личности в эффективности производства – «Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности сотрудников должен возрастать, что ведет к увеличению производительности. Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Большое значение имеют взаимоотношения работников внутри коллектива
Школа поведенческих наук, с 1950 г. Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг Цель школы – повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. необходимо применять поведенческие науки к управлению организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии со своим трудовым потенциалом
Школа науки управления (количественный подход), С 1950 г.   Использование количественных моделей, методов и измерителей при решении проблем организации

 



Процессный подход

Управление – процесс, т.е. серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), направленных на достижение целей организации.

Каждая управленческая функция представляет собой процесс.

Процесс управления является общей суммой всех функций управления – планирования, организации, мотивации и контроля.

Функции управления взаимосвязаны между собой с помощью связующих процессов: процесса коммуникаций и процесса принятия решений.

 

Рисунок 14 – Схема процесса управления

 

Системный подход

Применение теории систем к управлению позволило интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

С точки зрения системного подхода, организация – это открытая сложная социотехническая система.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Открытая система – это система, взаимодействующая с внешней средой через энергию, информацию, материалы и т.д.

Открытые системы имеют способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Сложная система – это система, состоящая из нескольких взаимозависимых подсистем.

В соответствии с системным подходом одним из вариантов повышения эффективности менеджмента в организации является «Схема 7-С» компании Маккинси, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организацией.

 

Рисунок 15 – «Схема 7С» компании Маккинси

Ситуационный подход

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, который влияет на организацию в конкретный момент времени.

Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга. В связи с этим при осуществлении управленческих действий необходимо учитывать ситуацию.

С точки зрения ситуационного подхода существует четыре шага эффективного управления.

Шаг 1. Осуществление анализа ситуации с точки зрения того, какие требования предъявляет к организации ситуация и что характерно для ситуации.

Шаг 2. Выбор соответствующего подхода к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.

Шаг 3. Создание потенциала в организации для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

Шаг 4. Осуществление изменений в организации, позволяющих подстроиться к ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: