Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи

 

   Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (для этого нужно создать, спроектировать систему управления), или которые реально су­ществуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-техноло­гическое управление (изучается техническими науками); био­логическое управление (рассматривается в естественных на­уках) и социальное управление (исследуется в целом ряде со­циальных, организационных и экономических наук).

    Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою оче­редь, оно делится на подвиды — государственное, военное, эко­номическое, производственное и общественное.

Управление социальной работойэто разновидность со­циального управления. Данное понятие многозначно и выража­ет разные стороны, грани и аспекты управления.

Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выпол­нить (выполняет) социальную работу?"; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». Управление социальной работой организует­ся на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры: Министерство труда и социального развития Рос­сийской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (по­мощи), территориальные службы, центры социального обслу­живания.

Второе значение — функциональное. Управление со­циальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его компетенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. На конкретном уров­не управления, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции — это виды работы применительно к должности (обя­занности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления дея­тельности).

Третье значение — это деятельность руководите­лей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руково­дители выступают как ведущая сила, «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результатив­ность. Следует учитывать, что среди руководителей в системах управления социальной работой преобладают женщины и кол­лективы в основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д.

Четвертое значение управления социальной рабо­той — это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе ин­формации происходит определение, формулирование и закреп­ление (в организационно-административных документах) це­лей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление опре­деленным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, матери­альными, трудовыми, финансовыми, временными.

Пятое значение— это вид профессиональной деятель­ности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и тех­нические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Шестое значение — управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — мето­дология, т.е. система методов, используемых в научных иссле­дованиях. В науке управления применяется как общеметодо­логический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследова­ния систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть на- уки управления — теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководи­теля, специалиста) и называется эмпирической теорией, а так­же на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методи­ки, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (де­ловые методики); используемые в консультативной деятельно­сти (диагностические методики). Применяются также комплек­сные методики для решения определенных проблем.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Слово “метод” греческого происхождения (methodos — в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

   В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов. Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

    Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления. Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. В целом методика комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

1) приемы мотивации работников: постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

2) приемы мотивирования работы: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

3) приемы мотивирования организационной деятельности: расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др. В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления. Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно:

 а) с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных, политических, духовно-культурных);

 б) с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль в управлении социальными процессами.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: