Анализ расходов бюджета на социальное обеспечение и социальное развитие в РБ

 

Основные направления расходования средств государственного бюджета устанавливаются соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год.

Так, Законом Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (Принят Палатой представителей 8 октября 2004 года, Одобрен Советом Республики 28 октября 2004 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 ноября 2004 г. N 2/1088) установлено, что расходы республиканского бюджета на 2005 год составляют в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь по разделам и подразделам.

Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются повышение благосостояния населения и финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Законом о бюджете на 2005г. установлен перечень защищенных расходов по отдельным статьям республиканского бюджета:

· заработная плата;

· начисления на заработную плату;

· трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

· продукты питания;

· медикаменты и перевязочные средства;

· проценты по государственному долгу;

· погашение государственного долга;

· оплата услуг научно-исследовательских организаций.

 

Расходы государственного бюджета по указанным выше статьям не подлежат секвестированию и блокированию, так как являются защищенными.

защищенные статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию;

секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета;

блокирование - временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета;

Областные и Минский городской Совет депутатов также утверждают перечень защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов на 2005 год:

· заработная плата;

· начисления на заработную плату;

· трансферты населению (стипендии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

· продукты питания;

· медикаменты и перевязочные средства;

· возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.

Законом Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» также устанавливаются следующие минимальные предельные границы финансирования отдельных видов (направлений) затрат. Так законом устанавливается: 

· нижняя граница общих затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в размере 3 процентов от расходной части республиканского бюджета (без учета расходов государственных целевых бюджетных фондов, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, капитальных вложений, а также возмещения банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам);

· объем финансирования фундаментальных, в том числе ориентированных фундаментальных, и прикладных исследований, научно-технических программ и проектов в размере 235301866,0 тыс. рублей, из них норматив финансирования фундаментальных, в том числе ориентированных фундаментальных, и прикладных исследований в размере не менее 30 процентов.

Важнейшим направлением расходов государственного бюджета является сглаживание диспропорций социального и экономического развития регионов и г. Минска. Для сокращения разрыва в социальном и экономическом развитии различных регионов (областей) республики законом о бюджете устанавливаются минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы (за исключением здравоохранения) на одного жителя областей и г.Минска и минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) по бюджетам областей и г.Минска

Законом на 2005 год такие нормативы установлены на уровнях:

· минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы (за исключением здравоохранения) на одного жителя областей в размере 382200 рублей и г.Минска в размере 389500 рублей;

· минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь (с учетом средств на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) в размере 284180 рублей и по бюджетам областей и г.Минска в сумме 223702 рубля, в том числе Брестской области - 231101 рубль, Витебской - 228380 рублей, Гомельской - 238147 рублей, Гродненской - 239004 рубля, Минской - 212687 рублей, Могилевской области - 237598 рублей, г.Минску - 191660 рублей.

Очевидно, что ввиду того, что государственная бюджетная система и налоговое законодательство построены на принципах разграничения доходов республиканского и местных бюджетов (республиканские налоги поступают в бюджет РБ, а местные налоги – остаются на территории соответствующих административно-территориальных единиц) бюджеты административно-территориальных единиц не всегда имеют возможность собственными средствами покрыть необходимые (запланированные) расходы.

Поэтому Законом о бюджете предусматривается выделение субсидий и субвенций из республиканского областям и городу Минску:

1. субсидии на жилищное строительство, включая субсидии (безвозмездную финансовую помощь) военнослужащим, уволенным в запас (отставку), на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в сумме 24150000,0 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 3888200,0 тыс. рублей, Витебской - 2535800,0 тыс. рублей, Гомельской - 3550000,0 тыс. рублей, Гродненской - 2366700,0 тыс. рублей, Минской - 2584000,0 тыс. рублей, Могилевской области - 2173500,0 тыс. рублей, г.Минску - 7051800,0 тыс. рублей;

2. субвенции на строительство метрополитена в г.Минске в сумме 7800000,0 тыс. рублей;

3. субвенции на финансирование расходов, связанных с осуществлением г.Минском функций столицы, в сумме 50000000,0 тыс. рублей [5, c. 19].

Областные и Минский городской Советы депутатов направляют средства местных бюджетов:

1. до 30 процентов субсидий на жилищное строительство (абзац второй пункта 1 настоящей статьи) - на строительство инженерных сетей;

2. на погашение стоимости строительства, реконструкции или приобретения жилых помещений, задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 16 апреля 1992 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 15, ст. 247) в части индексации жилищных квот (именных приватизационных чеков "Жилье"), начисленных непосредственно гражданам, членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

3. на государственную поддержку юридическим лицам, оказывающим помощь гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства;

4. на содержание ведомственных детских дошкольных учреждений.

Особенностью государственных бюджетов за последние несколько лет является включение в состав государственного бюджета средств целевых бюджетных фондов (средства включаются как по доходам так и по расходам).

Необходимость включения в состав государственного бюджета средств целевых бюджетных фондов вызвана следующими факторами:

· необходимо усилить контроль и повысить эффективность использования средств

· при наличии активного сальдо средства фондов могут быть использованы на финансирование дефицита государственного бюджета.

В настоящее время в расходной части бюджета отражаются расходы следующих государственных целевых бюджетных фондов:

Расходы государственных целевых бюджетных фондов

3 359 566 342

1.

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки 1 370 000 000

2.

Государственный фонд содействия занятости 124 925 000

3.

Республиканский дорожный фонд                         902 531 250

4.

Республиканский фонд охраны природы 64 350 000

5.

Республиканский фонд "Энергосбережение" 0

6.

Гарантийный фонд 0

7.

Расходы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 6 762 829 075

8.

Инновационные фонды республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь 897 028 076

9.

Инновационные фонды иных государственных органов и организаций 732 016

Расходы фонда социальной защиты населения министерства труда

и социальной защиты Республики Беларусь

Расходы                       (тыс.руб.) 
Текущие расходы                                   6749076615,0
Закупки товаров и оплата услуг                   38231925,0
Субсидии и текущие трансферты                    6710844690,0
из них финансовый резерв                 42450000,0
Трансферты населению                            6710844690,0
из них финансовый резерв                42450000,0
Расходы                       (тыс.руб.) 
Капитальные расходы                               13752460,0
Капитальные вложения в основные фонды            13752460,0
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования                                      2935020,0
Капитальное строительство                        8725520,0
Капитальный ремонт                               2091920,0
ВСЕГО                                             6762829075,0

 

Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности.

Появились такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д.

В Конституции Республики Беларусь определено, что Республика Беларусь является унитарным, правовым, демократическим и социальным государством.

С учетом данных норм белорусской Конституции и необходимости создания базовых основ устойчивого экономического и социального развития Республики Беларусь периодически принимаются программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

Нормы таких программ являются той основой, на которой строится вся бюджетная политика Республики Беларусь, а также осуществляются государственные расходы по основным направлениям.

Основные направления расходования средств государственного бюджета ежегодно устанавливаются законом на очередной финансовой год.

Например, Законом Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (Принят Палатой представителей 8 октября 2004 года, Одобрен Советом Республики 28 октября 2004 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 ноября 2004 г. N 2/1088) (ст.13) утверждены расходы республиканского бюджета на 2005 год в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь.

Кроме этого, определено, что в 2005 году приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются повышение благосостояния населения и финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Удельный вес статей затрат в расходах государственных бюджетов за 2000-2005гг.

 

 

2 000

2001

2002

2003

2004

2005

Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,% Удельный вес,%
Государственное управление и местное самоуправление      2,57 2,34 2,76 2,46 1,91 1,84
Международная деятельность 2,08 2,82 2,42 1,74 1,01 0,81
Национальная оборона 4,56 4,39 5,53 4,58 2,88 2,83
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 7,95 8,08 8,68 7,77 5,02 5,14
Судебная власть 0,38 0,40 0,51 0,43 0,35 0,35
Наука 2,38 2,41 2,35 2,36 1,37 1,33
Промышленность, энергетика и строительный комплекс 1,53 1,02 0,64 0,49 0,19 0,16
Сельское хозяйство 1,93 1,43 1,00 2,11 1,19 2,23
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия                 2,53 2,92 3,55 2,22 1,44 1,12
Транспорт, дорожное хозяйство и связь                     0,15 0,13 0,17 0,12 0,07 0,08
Развитие рыночной инфраструктуры 0,06 0,03 0,01 0,00 0,00 0,00
Жилищно-коммунальное хозяйство                              0,03 0,03 0,04 0,03 0,02 0,02
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий  6,35 5,59 6,28 4,46 3,19 1,85
Образование 5,93 5,78 6,68 6,15 3,70 3,74
Культура и искусство, кинематография 0,53 0,59 0,58 0,65 0,40 0,37
Средства массовой информации 0,92 0,97 0,90 0,95 0,46 0,46
Здравоохранение и физическая культура 6,48 7,41 7,78 5,76 3,26 3,12
Социальная политика 6,58 7,80 7,64 8,25 6,68 6,91
Обслуживание государственного долга 4,07 3,54 3,46 2,69 1,74 1,15

Пополнение государственных запасов и резервов

2,97 2,68 1,34 1,00 0,45 0,35

Прочие расходы

15,68 18,23 14,07 24,52 11,65 11,70
Капитальные вложения 7,62 6,08 5,21 6,06 1,33 1,41
Расходы государственных целевых бюджетных фондов 16,72 15,35 18,39 15,22 12,41 17,60
Физическая культура и спорт 0,00 0,00 0,00 0,76 0,52 0,43

Итого:

100,00

100,00

100,00 100,00 100,00 100,00

 

По данным таблицы можно выделить следующие статьи, имеющие наибольший удельный вес:

1. Образование

2. Здравоохранение и физическая культура

3. Социальная политика

4. Расходы государственных целевых бюджетных фондов

Следовательно, приоритетными направлениями государственной экономической и социальной политики являются вышеуказанные сферы.

На основании рассмотренных выше данных можно сделать следующие выводы:

· расходы государственного бюджета носят социальный характер (социальная направленность).

· приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, образования, науки, культуры, здравоохранения, мероприятий по социальной защите населения, стимулирование экспорта, поддержка сельскохозяйственного производства и решение жилищной проблемы. (в сумме данные расходы составляют до 60% расходной части государственного бюджета)

· финансирование важнейших статей расходов государственного бюджета осуществляется опережающими темпами, т.е. темп роста расходов выше темпа инфляции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: