Направления социальной политики и реформирования социальной сферы

Разработка и реализация направлений социальной полити­ки осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостоя­ния населения и развития человеческого потенциала, принци­пов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических докумен­тах Президента и Правительства страны. Такими действующи­ми ныне документами являются Программа социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:

1. соответствием социальному императиву содержания эко­номических, экологических, структурно-инвестиционных, ин­новационных и других программ развития;

2. уровнем комплексности, взаимосогласованности социаль­ных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечествен­ного и зарубежного опыта;       

3. эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуаль­ных проблем;

4. опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;

5. рациональным сочетанием государственных, негосудар­ственных, самодеятельных начал в организации, функциони­ровании и развитии социальной сферы, форм и методов ее фи­нансирования.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть на­правлена прежде всего на решение острых социальных проб­лем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить про­блему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; по­высить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и со­циальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и созда­ние условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благо­состояние своей семьи, полностью выполнить социальные обя­зательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направле­ниями социальной политики должны стать:

1. создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

2. обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в част­ном секторе экономики, организации систем подготовки и пе­реподготовки кадров и др.;

3. обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

4. повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

5. постепенное приближение минимальных и других фикси­рованных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перс­пективе — к минимальному потребительскому бюджету) на ос­нове опережающего по сравнению с ростом цен повышения раз­меров минимальных социальных гарантий в области доходов;

6. содействие росту доходов от самозанятости и предприни­мательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

7. улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и со­циального страхования;

8. снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

9. повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспечен­ным гражданам, рационализации системы льгот.

Социальное пространство, в котором предусматривается ре­ализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необ­ходимо осуществлять исходя из принципа постепенного пере­носа социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а так­же пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим сис­темообразующим принципом политики доходов и инструмен­том регулирования оплаты труда является развитие социально­го партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных ра­ботников (профсоюзов и объединений работающих), нанимате­лей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное про­странство, является новая роль государства в решении соци­альных проблем, заключающаяся в его переходе на инструмен­ты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандар­тов в реализации социальной политики.

В данном контексте приоритетными направлениями поли­тики в области оплаты труда являются: кардинальное повы­шение уровня заработной платы работников как основного ис­точника формирования денежных доходов населения и важно­го стимула трудовой активности, повышения производитель­ности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; сни­жение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способство­вать созданию новых рабочих мест, легализации теневых дохо­дов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты тру­да необходимо:

1. обеспечение роста заработной платы до уровня, адекват­ного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

2. формирование рыночных механизмов регулирования оп­латы труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности про­изводства;

3. поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету про­житочного минимума, а в перспективе — к минимальному по­требительскому бюджету;

4. совершенствование структуры заработной платы, повы­шение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

5. регулирование межотраслевых различий в заработной пла­те, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

6. развитие социального партнерства на всех уровнях управ­ления;

7. усиление законодательной защиты прав наемных работ­ников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда пре­дусматривается:

1. повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

2. рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении числен­ности занятых в экономике;

3. увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2002 г. до 39—40 % в 2020 г.

Минимальная заработная плата является минимальным со­циальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее разме­ра к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом мини­мальная заработная плата по отношению к средней должна со­ставить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам эко­номически развитых стран.

Важным направлением социальной политики является оп­тимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами сле­дует производить с учетом, с одной стороны, необходимости бо­лее полного удовлетворения потребностей населения в материаль­ных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

¾ на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет рос­та потребления мяса и мясопродуктов преимущественно не­жирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; пере­ход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витамина­ми! питанию; замену высококалорийного питания со значитель­ной долей жиров и углеводов менее калорийным;

¾ рациональную структуру гардероба, способную удовлет­ворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятель­ности (трудовой, бытовой, доеуговой и др.);

¾ существенное расширение использования предметов куль­турно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация воз­можны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и разви­тия сферы услуг, совершенствования системы распределитель­ных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом со­циальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня ма-лообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.

Основная цель реформирования пенсионной системы — по­вышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабиль­ной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противосто­ять будущим демографическим изменениям. Предусматривает­ся создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспече­ние будет включать три уровня (составляющих):

1. первый — пенсионное обеспечение на государственной ос­нове (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

2. второй — обязательное пенсионное страхование (страхо­вые пенсии);

3. третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением веду­щей роли государственного обязательного социального страхо­вания в организации пенсионной системы как целого.

На ближайшие годы намечено:

1. проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законода­тельных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

2. развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;

3. совершенствование индивидуального (персонифицирован­ного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

4. обязательное пенсионное страхование для работников, за­нятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В перспективе на основе роста денежных доходов, в том чис­ле заработной платы, при благоприятном развитии финансо­вых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить до­полнительное пенсионное страхование. Решение поставленных

перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного уп­равления призвано повысить уровень материального благосос­тояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жиз­ни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономичес­кой базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объектив­ную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального рис­ка для различных категорий работников; добиться справедли­вого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

¾ установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);

¾ увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;                                                 

¾ персонифицированный учет по отдельным видам страхо­вания;

¾ стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;

¾ осуществление строгого контроля за расходованием стра­ховых средств;

¾ освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населе­ния являются обеспечение государственной поддержки нужда­ющихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система соци­альной защиты населения представлена социальными програм­мами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.

В ближайший период предусматривается завершить рефор­мирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уров­ня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствова­ние системы социальных пособий и выплат, механизмов защи­ты доходов населения от инфляции.

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охваче­ны программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с iосударствен-ными формами предполагается параллельное развитие негосу­дарственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уяз­вимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных се­мей и детей.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государствен­ной системы социальной защиты. Предусматриваются преиму­щественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социаль­ных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспе­чивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, до­ступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной под­держки ветеранов и инвалидов. Основным направлением госу­дарственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориенти­рованное прежде всего на использование социальных механиз­мов компенсации и адаптации.

Реализация этих мер невозможна без координации различ­ных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.

Основной задачей реформирования социальной сферы (сфе­ры социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потреб­ностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение куль­турно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить про­рывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социаль­ных отраслей.

В условиях социально-экономических преобразований в Бе­ларуси удалось сохранить многие структуры и потенциал соци­альной сферы, управляемость ее отраслями, обеспечить консти­туционные права граждан в области охраны здоровья, получе­ния образования, решения жилищных проблем и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

¾ Расходы на социально-культурные мероприятия включа­ют расходы на образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение. Объем финансовых ресур­сов, направляемых обществом на эти цели, является одним из важнейших экономических показателей, поскольку обеспечива­ет развитие социальной сферы.

¾ По своей сущности социальное обеспечение есть система фи­нансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования государственных целе­вых социальных фондов и использования их для социальной защиты граждан страны. Существование социального обеспече­ния продиктовано необходимостью содержания нетрудоспособ­ных граждан, их поддержки и выравнивания жизненного уров­ня различных групп населения.

¾ Государственное социальное страхование — система фи­нансовых отношений государства с юридическими и физичес­кими лицами по поводу создания государственного целевого фонда социальной защиты населения.

¾ Кроме государственного фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь создается государственный фонд со­действия занятости населения. Главными задачами фонда являются: социальная поддержка незанятого населения; профес­сиональное обучение; подготовка и переподготовка безработ­ных; финансирование мероприятий по сохранению и созданию рабочих мест; обеспечение занятости населения.

¾ Государственное социальное обеспечение — система финан­совых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.

¾ В сферу государственного социального обеспечения входит также и социальная помощь. Социальная помощь — форма со­циальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования соци­альной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

¾ Очевидно, что ввиду того, что государственная бюджетная система и налоговое законодательство построены на принципах разграничения доходов республиканского и местных бюджетов (республиканские налоги поступают в бюджет РБ, а местные налоги – остаются на территории соответствующих административно-территориальных единиц) бюджеты административно-территориальных единиц не всегда имеют возможность собственными средствами покрыть необходимые (запланированные) расходы.

¾ Разработка и реализация направлений социальной полити­ки осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостоя­ния населения и развития человеческого потенциала, принци­пов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических докумен­тах Президента и Правительства страны. Такими действующи­ми ныне документами являются Программа социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-130с.

2. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики 1996 №9.- 12-27 с.

3. Матусевич М.. Трудный бюджет 2005-го // Национальная экономическая газета 2000 г. № 4, - 1-3с.

4. Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, М., 1995, - 113с.. 

5. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь. - Мн., 2000. – 16-19с.

6. Павлова   Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования.// Финансы. 1996.№4-45-48 с.

7. Финансы: Практическое пособие/ Л.А. Ханкевич – Мн.: Молодежное, Минск 2003г.- 123с.

8. Трашкова А. Комментарий к отдельным статьям Закона РБ от 29.12.2003 №259-3 «О бюджете РБ на 2004 год» // Главный бухгалтер, 2004, №2 – 37-38 с.

9. Образкова Т. Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы//Белорусский Экономический Журнал, 2001, №2.- 23с.

10. Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. N 378 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. постановлений Минфина от 03.03.2000 N 14, от 22.12.2000 N 125, от 23.01.2002 N 6, от 16.06.2003 N 94, от 31.01.2004 N 10, от 12.03.2004 N 33, от 12.04.2004 N 65, от 21.07.2004 N 113) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 января 2000 г. N 8/2611)

11. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» «(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 192-З)

12. Закон Республики Беларусь от 31 января 2000 г. N 367-З «О бюджете Республики Беларусь на 2000 год» (Принят Палатой представителей 12 января 2000 года, Одобрен Советом Республики 19 января 2000 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10 февраля 2000 г. N 2/143)

13. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2000 г. N 448-З «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год» (Принят Палатой представителей 12 октября 2000 года, Одобрен Советом Республики 2 ноября 2000 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 13 ноября 2000 г. N 2/223)

14. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. N 72-З «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» (Принят Палатой представителей 18 декабря 2001 года, Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 3 января 2002 г. N 2/821)

15. Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2002 г. N 170-З «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» (Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года, Одобрен Советом Республики 20 декабря 2002 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2002 г. N 2/918)

16. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. N 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» (Принят Палатой представителей 15 декабря 2003 года, Одобрен Советом Республики 19 декабря 2003 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2003 г. N 2/1008)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: