В соответствии с ФЗ № 7 (ред. От 29.12.2010) «О некоммерческих организациях» и ФЗ №51 Гражданского кодекса РФ автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Автономная некоммерческая организация относится к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Ранее к таким организациям гражданское законодательство относило общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.
|
|
Ниже приводится сравнительная характеристика ОПФ коммерческих и некоммерческих организаций с точки зрения их удобства в использовании для ведения предпринимательской деятельности.
Сравнительная характеристика ОПФ. Таблица № 1
Коммерческая организация (ООО, АО) | НКО (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация) | |
Плюсы: | - коммерческая организация может осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом, и не ограничена целями деятельности, указанными в ее уставе (некоторые виды деятельности - например, образовательную деятельность - могут осуществлять лишь некоммерческие организации); - ответственность учредителей (участников) по обязательствам организации ограничена стоимостью вкладов, внесенных в уставный капитал; - возможность распределять полученную прибыль между учредителями (участниками);- возможность в случае выхода из организации или при ее ликвидации получить часть ее имущества. | - учредители (участники) не несут ответственности по обязательствам организации; - минимальный размер имущества организации не установлен, поэтому организация может не иметь в собственности никакого имущества; - система органов управления может быть подробно описана и детализирована в уставе организации (за исключением потребительского общества, где структура органов управления жестко определена в законе); - для некоммерческих организаций законом предусмотрен ряд налоговых льгот; - члены потребительского общества и некоммерческого партнерства могут при выходе из организации или при ее ликвидации получить имущество в пределах внесенных взносов. |
Минусы | - законом определен минимальный размер имущества организации (минимальный размер уставного капитала); - коммерческие организации не могут заниматься некоторыми видами деятельности (например, образовательной деятельностью). | - предпринимательская деятельность должна соответствовать уставным целям организации; - полученная прибыль не распределяется между учредителями (участниками) (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками); - в потребительском обществе структура органов управления жестко определена в законе; - при создании некоммерческой организации требуется тщательная и детальная разработка учредительных документов. |
|
|
Вывод: для некоммерческих организаций структура органов управления по большей части определяется уставом, т.е. зависит от усмотрения учредителей. Чем меньше требований к органам управления установлено законом, тем больше возможностей создать в организации индивидуальную структуру управления - в зависимости от тех или иных потребностей учредителя (от полного контроля за всеми аспектами деятельности до принятия решений только по наиболее важным вопросам).
Существенным недостатком АНО является то, что, даже в случае, когда у организации всего один учредитель, высший орган управления должен быть коллегиальным.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным людям и институтам за ее пределами. Для организации «Московские маршруты» характерна передача информации от директора к сотрудникам и обратно. Из-за не очень большого штата сотрудников, практический каждый работник обменивается с руководителем устной информацией лично. Должностные обязанности менеджеров определены инструкциями. Все отделы организации тесно связаны между собой, взаимодействуют и дополняют друг друга. (рис. 1)
Рис. 1 Структура «Московские маршруты»
Верхним управляющим звеном в фирме является директор. В его обязанности входит координация работы организации и журнала, стратегическое планирование, представительские функции, сотрудничесво с партнёрами (агентами и поставщиками услуг), оформление разрешительных документов (лицензия), подбор персонала.
Общественное лицо любой некоммерческой организации имеет большое значение для успешного привлечения финансовой поддержки и готовности сотрудничать со стороны добровольных членов. Организация ясно показывает, что крайне нуждается в такой поддержке и что она выполняет функцию, которую не может или не будет брать на себя в полной мере ни правительство, ни любая другая организация.
Стиль управления в «Московских маршрутах» – демократический. Поощряется инициатива сотрудников, менеджеры разрабатывают свои направления.
Отдел по работе с клиентами осуществляет взаимодействие с потребителями услуг фирмы. В его функции входит обработка заявок, составление индивидуальных туров и расчёт их стоимости, взаимодействие с поставщиками услуг (национальный парк, средства размещения, гиды и т.п.), бронирование туров, оформление пакета туристских документов. Также отдел осуществляет оформление виз и страховок, заказ билет на транспорт по желанию клиента. В обязанности отдела входит контроль качества: проведение опросов туристов. Состав службы: 3 человека.
|
|
Бухгалтерия осуществляет финансовое взаимодействие с клиентами и поставщиками услуг. Ведет финансовый учет на предприятии, готовит формы отчетности, сдает балансовые документы, начисляет и выдает заработную плату сотрудникам, ведет отчетность перед государственными органами учета. Состав отдела: 2 человека.
Отдел по связям с общественностью осуществляет текущий контроль и планирование эффективности предприятия, маркетинговые исследования, продвижение турпродуктов с помощью рекламы, PR, паблисити, интернет-технологий (реклама в СМИ, работа с сайтом фирмы и др.), проводит контроль качества (опросы). Состав отдела: 1 человек.
Методический отдел и Журнал «Туризм в школе» осуществляет мониторинг поступающих будущих статей и отчетов по праздникам, сбор информации для будущего номера журнала. Состав отдела: 2 человека.
Ниже приводится сравнительная таблица персонала организации с точки зрения анализа управленческой структуры.
Таблица №2
Кол-во сотрудников | Ф.И.О. | Возраст | Образование | Стаж работы в «М.м.» | Должность в организации |
1 | Боголюбов А. М. | К.т.н. | 6 | ||
2 | Тимофеева О. Н. | Педагогическое, учитель истории | 6 | ||
3 | Забродина О. В. | 4 | Гл. бухгалтер | ||
4 | Зенкина Г. В. | 26 | Разработка и дизайн сайтов, | 1 | Работа с подписчиками на журнал |
5 | Дискант Д. В. | 24 | 2 | Пресс-секретарь | |
6 | Караваева Н. В. | 2 | туризм | 5 | Менеджер по туризму |
7 | Лукашева А. | психологическое | 4 | Менеджер по туризму | |
8 | Артем | 23 | 3 | курьер |
Вывод: из вышеуказанной таблицы видно, что весь персонал имеет высшее образование, и даже кандидатскую степень. Поэтому в организации работают профессионалы.
|
|