II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, новизна темы, указывается степень изученности проблемы, формируются цели и задачи работы, определяются хронологические и временные рамки, дается критический анализ и характеристика использованных источников.

Первая глава. « Природа права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и его развитие». Состоит из трех параграфов, в которых рассматривается понятие права на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита данного права и основания его ограничения.

1.1. «Понятие права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и история его зарождения».

В действующем законодательстве Российской Федерации конституци­онное право каждого человека на тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (часть 2 ст. 23 Конституции РФ) интерпретируется как гарантируемое государством право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, теле­графных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (ст.63 Федерального закона "О связи" и ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи"). Эти законодательные положения конкретизиру­ют норму ч.2 ст.23 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на тайну корреспонденции.

Названные федеральные законы регулируют право каждого человека на тайну индивидуальных сообщений и соответствующих почтовых отправле­ний, осуществляемых только в порядке оказания услуг оператором связи на основе публично-правового договора. Поэтому уяснение смысла и уточнение содержания приведенной конституционной нормы в их соотношении с соот­ветствующими законодательными установлениями имеет важное значение для выявления конституционно-правового содержания понятия права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений, рассматриваемого в настоящей работе.

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений является существенным условием неприкосновенности частной жизни и одной из объективных составляющих основного правопорядка. Как таковое оно воспринимается Европейским Судом по правам человека. В частности, в решении по делу Класс от 6 сентября 1978 г. Европейский Суд установил, что понятие "корреспонденция", в том числе телефонные переговоры, включаются в понятие частная жизнь, закрепленного в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Исходя из вышеназванного международно-правового подхода право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений закрепляется в Конституции РФ, во-первых, как одно из самостоятельных основных прав (ч.2 ст.23); во-вторых, как гарантия права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч.2. ст.23) и, в-третьих, как одна из основ правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 64).

Право ч.1 ст.23 Конституции РФ выступает в названном соотношении в качестве общего основного права. Это основное право гарантировано не только ч.2 ст.23 Конституции РФ, но и дополнительными конституционными положениями. В числе таких гарантий нормы ч.1 ст.24 (запрещение доступа к информации о частной жизни лица без его согласия), ч. 1 ст.25 (неприкосновенность жилища) и ряд других норм Конституции РФ. Названные гаран­тии, в свою очередь, выступают как дополнительные основные права.

При этом самостоятельность и самоценность конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как гарантии общих основных прав имеет особую значимость. Об этом в частности свидетельствует то, что названная гарантия была возведена в конституционный ранг в нашей стране еще в советский период.

2.2. «Защита права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»

Другой важной составляющей отношений по поводу тайны является их защита. Понятие "защита тайны связи" в юридической литературе не разработано. Вместе с тем высказаны определенные точки зрения, связанные с защитой тайны на информацию, которая затрагивает широкий круг общественных отношений.

Выдвинутые теоретические положения позволяют квалифицировать защиту тайны как элемент особого режима, связанного с недопущением противоправного завладения, использования и распоряжения секретными сведениями. Режим защиты тайны составляют система организационно-правовых, технических, экономико-финансовых решений и действий, направленных на обеспечение тайны.

Решения и действия по обеспечению тайны имеют целью, прежде всего, ограничить сферы обращения скрываемых сведений и исключить несанкционированный доступ к этим сведениям. Названные акты призваны также обеспечить надлежащее владение, пользование и распоряжение носителями сокрытых сведений. Эти общие признаки свойственны защите тайны пере­писки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи. Основные требования режима ее защиты определяются федеральным законода­тельством и состоят в следующем:

во-первых, устанавливается обязанность соблюдения тайны индивидуальных сообщений операторами связи - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на предоставление услуг электрической и почтовой связи (ч.2 ст.63 Федерального закона "О связи", ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи");

во-вторых, определяется круг получателей информации. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч.4 ст. 63 Федерального закона "О связи").

Исключения из названного правила закрепляются в ч.1 ст.64 указанного федерального закона, согласно которой операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами свя­зи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходи­мую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Кроме того, в настоящее время такие исключения закрепляются в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об оперативно - розыскной деятельности», Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности», Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» и некоторых других.

в-третьих, в федеральных законах закрепляются основания ограничения конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.3 ст.63 Федерального закона "О связи");

в-четвертых, определяется комплекс мер, связанных с сохранностью почтовых и иных отправлений. Норма ч.4 ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи" вменяет организациям почтовой связи общую обязанность обеспечить конфиденциальность информации об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи.

в-пятых, закрепляются меры безопасности в организациях почтовой связи. Правительством РФ устанавливается перечень предметов, запрещенных к пересылке по почте.

в-шестых, устанавливается ответственность лиц, допустивших нарушение вышеназванных положений. Согласно ч.1 ст.65 Федерального закона "О связи" в Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Такая гарантия предполагает и ответственность лиц, нарушивших конфиденциальность сведений об абонентах и оказываемых им услугах связи (ч.1 ст. 53 Федерального закона "О связи").

1.3. Основания ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина по сути связано с определением границ предмета (или существа содержания) того или иного основного права. В юридическом оформлении предмета основных прав и свобод законодатель изначально полностью связан нормами Конституции Рос­сийской Федерации. Поэтому при конституционном обосновании границ основных прав, прежде всего, анализируется текст Конституции РФ. Наряду с этим следует подчеркнуть, что в конституционных положениях закрепляются Iболее широкие возможности в определении этих границ.

Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ границы предмета основных прав и свобод обосновываются как конституционно, так и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. При чем в юридическом оформлении таких границ – и это следует из смысла ч.1 ст. 17 – стандарты международного права и положения Конституции РФ по сути равнозначны. Вместе с тем в решении вопроса о том, имеют ли приоритет стандарты международного права перед основными правами, закрепленными в Конституции РФ, ответ следует дать отрицательный. Подобный вывод был сделан Конрадом Хессе при рассмотрении вопроса о соотношении положений Основного Закона ФРГ и конвенционных норм в праве Европейского сообщества, связанных с основными правами.

Основные аргументы автора состоят в том, что, во-первых, "в целом, основные права осуществляются во всех странах-участницах", во-вторых, основная часть этих прав признана и защищена правом сообщества, в-третьих, компетенция органов сообществ ограничена экономическими вопросами и, в-четвертых, «существенные противоречия в национальном конституционном строе стран-участниц международных сообществ в том, что касается основных прав человека, почти не встречаются».

Приведенное обоснование непосредственно определяет основные черты реализации конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Поэтому следует признать несостоятельным допускаемое в литературе иное соотношение Конституции РФ и международных стандартов в сфере прав человека, в котором приоритет отдается последним.

Наряду с этим следует учитывать то, что исходные конституционные предписания, фиксирующие существо содержания основных прав и свобод, могут уточняться в дополнительных (специальных) конституционных поло­жениях.

При этом законодательное определение границ допускается только в том случае, если в Конституции РФ содержится соответствующая оговорка. "Ого­ворка к закону" может быть общей (например, ч.3 ст.55 Конституции РФ) и персонифицированной т.е. связана с ограничением конкретного основного права (например, ч.2 ст.20 Конституции РФ).

Итак, в решении вопроса об установлении границ и соответственно – об ограничении основных прав, каковым является, в частности, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, следует, прежде всего, руководствоваться Конституцией РФ и международно-правовыми стандартами. В случаях, предусмотренных самой Конституцией РФ (оговорка к закону), допускается юридическое оформление предмета основного права федеральным законом.

Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, осуществляется согласно ч.2 ст.23 Конституции РФ. В одном из этих конституционных положений объективируется основное содержание указанного права. Его составляют переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения. В другом конституционном положении ч.2 ст. 23 Конституции РФ закрепляются основания введения ограничения права на тайну индивидуальных сообщений. Устанавливается, что данное право может быть ограничено только на основании судебного решения. Это ограничение рассматривается в теории как дополнительное. Оно имманентно основным правам и, в свою очередь, составляет предмет законодательного регулирования.

Вторая глава. «Организационно-правовые гарантии права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в сфере оперативно-розыскной деятельности». Даются виды гарантий, которые обеспечивают исследуемое право человека при проведении мероприятий по оперативно-розыскной деятельности.

2.1. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Одной из законодательных гарантий права на тайну переписки, телефон­ных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является четко определенный порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности, связанной с ограничением указанного права граждан. Однако в федеральном законодательстве не все необходимые процедурные правила оп­ределены достаточно четко, как того требуют международно-правовые стан­дарты. В этой связи следует остановиться на связанных с решением этой задачи проблемах.

Прежде всего, следует подчеркнуть то, что ст. 89 УПК РФ запрещает ис­пользовать в процессе доказывания результаты оперативно-розыскной дея­тельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам.

Основой законного и обоснованного использования в доказывании ре­зультатов оперативно-розыскной деятельности наряду с УПК РФ является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также Инст­рукция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная совместным приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации № 175, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 226, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 336, Федеральной службы охраны Российской Федерации №201, Федеральной пограничной службы Российской Федерации № 286, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 410, Службы внешней разведки Российской Федерации № 56 от 13 мая 1998 года (далее - Инструкция).

Указанная инструкция дает правовое определение результатов оперативно-розыскной деятельности. Согласно п.1 Инструкции под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности" порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Фактические данные как результат оперативно-розыскной деятельности представляют собой информацию, полученную в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также материальные носители этой информации (документы, предметы, фотоматериалы, их копии, кино-, видео-, аудиозапи­си, фонограммы и др.).

Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных материалах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах, меморандумах и т.п.). К таким материалам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Наряду с этим результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть зафиксированы на фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.д. (п. 1 Инструкции).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при отправлении правосудия" обратил внимание судов на следующее важное обстоятельство. Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным зако­ном) могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь то­гда, когда они получены по решению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

2.2. Контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» контроль за оперативно-розыскной деятельностью призваны осуществлять Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Однако эта норма носит декларативный характер, поскольку законодательный механизм такого контроля не закрепляется, а по­добная практика эпизодична и не объективирована.

В то же время в названном и ряде других федеральных законов определяется порядок производства судебного контроля и прокурорского надзора за следственными действиями и за оперативно-розыскной деятельностью.

Судебный контроль.В положении ст.20 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» суды не определяются в качестве субъектов, осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Однако указанное судебное полномочие закрепляется в других предписаниях указан­ного закона. Поэтому пробел ст.20 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следует отнести к недостаткам законодательной техники, которые не связаны с существом рассматриваемой проблемы.

Контрольные полномочия суда при проведении оперативно-розыскной деятельности заключаются в следующем.

Во-первых, судьям предоставлено право принимать решения, являющиеся основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

Во-вторых, при неотложных обстоятельствах, вызвавших проведение оперативно-розыскных мероприятий без судебного решения, судья сохраняет право контроля за законностью и обоснованностью решений и действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В случаях, установленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», судья уведомляется о неотложных оперативно-розыскных мероприятиях, ограничивающих конституционные права граж­дан, если такие мероприятия проведены без получения судебного решения.

В-третьих, федеральные законы прямо не обязывают судью следить за тем, достигло ли цели оперативно-розыскное мероприятие, на проведение которого он дал разрешение. Однако судья должен быть уведомлен за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оператив­но-розыскного мероприятия, проведенного на основании судебного решения, в случаях, когда виновность лица, в отношении которого оно было принято, не была доказана в установленном уголовно-процессуальным законодатель­ством порядке (ст.5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности»).

Очевидно, что данное требование выступает в качестве гарантии права судьи на оценку законности и обоснованности того оперативно-розыскного мероприятия, которое не привело к ожидаемому результату и материалы о котором решено уничтожить, хотя это мероприятие и было проведено на ос­новании судебного решения.

Кроме того, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает необходимость предоставления отчетов по результатам оперативно-розыскных мероприятий, если производство по уголовному делу было прекращено. Думается, такое ограничение предоставления отчетов неправомерно. Поскольку по решению Европейского Суда отчет должен представляться в любом случае, если имело место ограничение права на тайну корреспонденции.

Неполнота судебного контроля восполняется в определенной мере мерами прокурорского воздействия. И этот опыт законодателя в целом может быть признан в определенной мере положительным

Прокурорский надзор. Надзор прокурора за оперативно-розыскной дея­тельностью как вид контроля обусловлен спецификой осуществления опера­тивно-розыскных мероприятий. Особенность оперативно-розыскных меро­приятий состоит в том, что она в значительном мере носит негласный харак­тер и осуществляется с применением тактических приемов, методов и средств, сведения о которых составляют государственную тайну. Значение прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности определяется двумя моментами: во-первых, объемом этой дея­тельности, которая представляет одну из основных функций органов Феде­ральной службы безопасности и органов внутренних дел; во-вторых, харак­тером этой деятельности, являющейся преимущественно негласной. Опе­ративно-розыскные мероприятия позволяют выявлять множество опасных, тяжких преступлений, получать информацию, играющую важную роль в их раскрытии и розыске скрывшихся преступников.

Заключение. В заключение данной работы формулируется ряд важных методологических положений:

во-первых, право государственной власти на ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и согласно Конституции РФ;

во-вторых, право ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений определяется федеральным законом, в котором устанавливаются пределы, основания, условия и порядок его осуществления;

в-третьих, вмешательство исполнительных органов власти в право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений осуществляется на основании федерального закона и по решению суда;

в-четвертых, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений осуществляется в целях защиты конституционно-определенных благ высшего порядка. Осуществление вышеназванных законодательных мер позволит, на взгляд автора, существенно укрепить законодательные гарантии конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений как одного из важнейших элементов правового статуса личности и правопорядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: