Объем дисциплины «зоология беспозвоночных» и виды учебной работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 по дисциплине

«ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ»

 

  Составитель: к.б.н., доцент С.С. Петров  

Зав. кафедрой биологии                          проф. Д.Н. Карпов

 

 

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выписка из Государственного образовательного стандарта……………………..4

Учебная программа…………………………………………………………………….4

Введение………………………………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………..5

Содержание дисциплины……………………………………………………………….5

– Разделы дисциплины и виды занятий………………………………………………..5

– Содержание разделов дисциплины…………………………………………………..8

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………..12

– Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы………14

– вопросы к экзамену…………………………………………………………………...31

– тематика курсовых работ……………………………………………………………..34

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………….35

– Средства обеспечения освоения дисциплины……………………………………...36

– Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………..36

Рабочая программа……………………………………………………………………37

Пояснительная записка…………………………………………………………………37

Содержание дисциплины (тематический план)………………………………………39

– Тематика лекций……………………………………………………………………...39

– Тематика лабораторных занятий…………………………………………………….44

– Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………...51

Методические рекомендации для преподавателя…………………………………….52

Методические указания для студентов………………………………………………..53

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………55

– Проверочные тесты…………………………………………………………………...55

– Вопросы к зачету……………………………………………………………………...97

– Вопросы к экзамену…………………………………………………………………..98

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов………………...101

Словарь основных терминов……………………………………………………….106

Конспекты лекций…………………………………………………………………...123

Варианты контрольных работ для студентов заочников I курса……………..123

Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных……………………….131

– Пояснительная записка……………………………………………………………..131

– Оборудование полевой практики………………………………………………….131

– Отчет о полевой практике…………………………………………………………132

– Методика сбора беспозвоночных животных…………………………………….135

– Темы экскурсий…………………………………………………………………….140

– Задания для исследовательской работы…………………………………………..147

– Рекомендуемая литература………………………………………………………...155

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДПП.8.08  Зоология

Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Разнообразие животного мира. Экологическая система животных. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Основы зоологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение. Обзор типов низших и высших многоклеточных. Тип хордовых и его принципиальные отличия от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные. Высшие хордовые – позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суши. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Актуальность. Программа по курсу «Зоология беспозвоночных» составлена на основе программы И.Х.Шаровой (2000), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. Основные задачи курса зоологии беспозвоночных определены с учетом Государственного образовательного стандарта подготовки учителя по специальности 032400 Биология. В нормативных до­кументах и учебных планах включена интегрированная дисцип­лина «Биология животных», которая состоит из курсов «Зооло­гия беспозвоночных» и «Зоология позвоночных». В них раскрыва­ются все основные аспекты биологии животных: морфо–функциональное, таксономическое и экологическое многообразие жи­вотных, эволюция животных, их значение в природе и жизни человека. Курс «Зоология беспозвоночных» является первой частью общего курса «Зоология» и рассчитан на первый год обучения студентов биолого-химического отделения СГПА.

Курс «Зоология беспозвоночных» представляет собой одно из звеньев биологической подготовки студентов биолого-химического отделения факультета ПиМНО. Изучение данного курса имеет целью дать необходимый объем теоретических знаний и практических умений и навыков, которые позволят молодому специалисту преподавать биологию в средней школе в соответствии с современными требованиями, а также подготовит его к осознанной природоохранной деятельности в деле воспитания экологической культуры учащихся. Курс «Зоология беспозвоночных» позволяет решать задачи воспитательного и развивающего характера, способствуя формированию естественнонаучного мышления студентов и овладение ими методами познания мира (наблюдение, эксперимент). 

Межпредметные связи. Ряд обобщающих проблем, относящихся к биологии живот­ных, раскрывается в смежных общебиологических дисциплинах: биологии развития, цитологии, генетике, экологии, эволюци­онной теории, охране природы.

Курс «Зоология беспозвоночных» представляет собой базу для изучения наиболее высокоорганизованных животных в курсе «Зоо­логия позвоночных», а также и человека в курсах «Анатомия человека» и «Физиология человека к животных». Знания по зооло­гии беспозвоночных дают основу и для изучения общебиологи­ческих дисциплин на старших курсах.

Программа включает: введение, обзор основных типов бес­позвоночных животных (5 типов одноклеточных и 10 типов мно­гоклеточных), эволюция животного мира, животные и их значе­ние, темы лабораторных занятий, список рекомендуемой лите­ратуры.

По курсу зоологии беспозвоночных на аудиторные занятия выделено 114 часа (64 – лекции, 50 – лабораторные занятия). На самостоятельную работу отведено 52 часа. В самостоятельную работу входят:

– подготовка студентов к еженедельным лабораторным заня­тиям;

– подготовка к коллоквиумам и контрольным работам;

– подготовка к промежуточному экзамену (один, внутрисеместровый)

– изучение дополнительной литературы в библиотеке и на кафедре.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(дневное отделение)

Вид занятий Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 228 1, 2
Аудиторные занятия 114 1, 2
Лекции 64 1, 2
Лабораторные занятия 50 1, 2
Самостоятельная работа 114 1, 2
Вид итогового контроля

Зачет, 1 семестр

Экзамен, 2 семестр

 

(заочное отделение)

Вид занятий Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 60 Установочная, 1
Аудиторные занятия 30 Установочная, 1
Лекции 20 Установочная, 1
Лабораторные занятия 10 Установочная, 1
Самостоятельная работа 30 Установочная, 1
Контрольная работа х  1
Вид итогового контроля

Зачет, установочная сессия

Экзамен, 1 семестр

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: